Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Процедура проведения проверки


Вход сотрудников ГИТ на территорию конкретной компании не будет нарушать положения законодательства только при условии, что есть оформленный должным образом приказ относительно проведения проверки. Кроме того, эти лица должны при себе иметь удостоверения служебного типа.

Важным моментом можно назвать то, что директору предприятия потребуется ознакомить с указанным приказом.

При этом, подтверждение такого ознакомления производится при помощи подписи. У директора есть возможность просить предоставления копии такого акта.

Кроме того, он наделен правомочиями относительно того, чтобы изучить регламент административного типа по проведению указанных мероприятий.

Если указанные акты есть, у сотрудников ГИТ будут полномочия:

  1. формировать предписания, связанные с устранением нарушений.
  2. располагаться в компании в любое время суток, при это не устанавливается ограничение по времени пребывания (главное – в течение срока проверка);
  3. заявлять требования о предоставлении актов, касающихся предмета проверки;
  4. забирать образцы веществ и материалов, которые исследуются и обрабатываются в компании;

Кроме того, полномочия связываются с проведением расследования случаев, отнесенных к категории несчастных. Также для рассматриваемой группы сотрудников предусматривается возможность проводить беседы с работниками предприятия, где они проводят проверки.

Важно то, если перед выездным типом проверок реализовывалась документальная, сотрудники ГИТ не могут требовать актов, предоставленных на первом этапе.

На работников инспекции ложится обязанность относительно соблюдения положений действующих правовых актов. В том числе, это касается установленных ограничений.

Кроме того, не допустимо проводить указанные мероприятия за денежную плату, превышать периоды проверок и т.д.

Когда проводится внеплановый вид проверки?

Инспектор по труду имеет право проводить внеплановые проверки по строго определенным законом основаниям. В частности, к ним относятся:

  1. поступление в инспекцию жалоб и обращений со стороны граждан, указывающих на обстоятельства нарушения закона
  2. поступление в инспекцию запросов со стороны работников о проведении на их рабочих местах проверки охраны условий труда
  3. проверка жалобы от гражданина по факту нарушения работодателем законных интересов работника
  4. по приказу или распоряжение руководителя Инспекции или его заместителя о начале проведения внеплановой проверки по требованию прокурора или государственных органов
  5. истечение срока, в течение которого работодатель должен устранить нарушение по предписанию со стороны Трудовой инспекции

Инспекция в большинстве случаев реагирует на подобные жалобы своевременно. Эта проверка носит внеплановый характер.

Инспектор может не предупреждать о визите организацию или компанию, если указанные в жалобе сотрудника обстоятельства, повлекли угрозу его жизни. При других обстоятельствах, оповещение делается за 24 часа до начала проверки любым доступным способом. В качестве основания проверки, о которой не оповещается работодатель, можно назвать невыплату заработной платы на предприятии.

Тогда инспекторы приходят в определенную копанию без уведомления, не ставя в известность прокуратуру о своем визите. Если посмотреть и проанализировать правила составления жалобы на работодателя в письменном или электронном виде, становится очевидным, что анонимные сообщения не рассматриваются инспекторами.

В жалобе необходимо указать данные о себе, в частности, инициалы. Но если заявитель просит действовать конфиденциально, опасаясь неблагоприятных моментов, инспекторы удовлетворяют просьбу гражданина.

Когда инспектор приходит в компанию, при нем должно быть его удостоверение. Он его предъявляет в качестве доказательства своего правового положения.

Приказ о проверке также должен быть при нем. В тексте распоряжения должна быть проставлена дата проведения проверки, а также время.

При внеплановой проверке, инспектор будет проверять те обстоятельства, которые были указаны в жалобе. Таким образом, предметом проверки инспектора по труду станут обстоятельства нарушения закона со стороны работодателя, указанные в жалобе. Проверяться будут документы, относящиеся исключительно к заявителю.

Проверяться будут документы, относящиеся исключительно к заявителю. Это делается не потому, что инспекторам лень посмотреть и иные бумаги: они просто не имеют права требовать и анализировать документы, которые не относятся к предмету их проверки.

Но в случае, если инспектор выявляет в процессе проверки нарушения, не относящиеся к предмету жалобы, это может стать основанием к еще одному визиту в компанию. Основанием для проведения проверки является информация, полученная и от должностных лиц федеральной инспекции труда о случаях нарушений трудового законодательства на конкретном предприятии, в компании или организации.

Этапы и виды проверки ГИТ по жалобе работника

В зависимости от типа нарушений Государственная инспекция труда выбирают документарную или выездную форму контрольных мероприятий.

  1. Выездная оценка деятельности проводится на территории предприятия. В ряде случаев о ее начале работодателя предупреждают за сутки, в других ситуациях (если это может повлиять на результат рассмотрения жалобы) – не предупреждают. В ходе такой работы представители ГИТ непосредственно наблюдают за производственным процессом и запрашивают необходимые документы на месте.
  2. Документарная внеплановая проверка ГИТ по жалобе работника предполагает дистанционное рассмотрения обращения, если это возможно. Для контроля деятельности предприятия специалист запрашивает пакет бумаг, относящихся к сути рассматриваемого вопроса. Документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя. Работодатель обязан предоставить их в кратчайшие сроки. Если по ходу процедуры возникают вопросы, руководитель предприятия обязан в десятидневный срок представить свои пояснения в письменном виде.

Срок проведения внеплановой проверки в любой форме – не больше 20 рабочих дней.

Продлить его нельзя. Но количество таких визитов на предприятие в год не ограничено. Еще одно важное требование – согласование внеплановой проверки ГИТ по жалобе работника с прокуратурой. Это обязательное условие для нарушений условий и сроков оплаты труда, организации провеса, графика отпусков и т.д.

Если в обращении сотрудника упоминается ситуация, представляющая угрозу жизни и здоровью персонала, прокуратуру уведомлять не обязательно. Чтобы визит экспертов был полностью законным, ГИТ обязана издать приказ о его проведении с указанием данных всех инспекторов.

Кроме того, эксперты, представляющие контролирующий орган, имеют право внепланово оценивать только те факты, которые указаны в обращении, и ничего больше! Например, если жалоба касалась невыплаты или задержки заработной платы, представители ГИТ не могут оценивать условия труда и наличие защитных средств. По итогам своей работы они составляют акт, предписания, протоколы и, при необходимости, постановления о привлечении должностных лиц к административной ответственности.

Акт и предписание об устранении обнаруженных нарушений вручается руководителю в день окончания исследований. В этом документе указан срок выполнения.

Исправить имеющиеся недочеты нужно раньше этого срока. Если предписание серьезное, а на решение проблемы нужно время и средства, стоит обратиться к специалисту за отсрочкой. При внеплановой проверке ГИТ по жалобе работника контролер запросит:

  1. расписание инструктажей и протоколы проверок по технике безопасности.
  2. данные по начислению зарплаты;
  3. трудовые договоры сотрудников и коллективный договор;
  4. кадровые приказы, штатное расписание, трудовые книжки, графики отпусков и т.д.;
  5. данные о проведении Специальной оценки условий труда (СОУТ) с картой аттестации работника;
  6. локальные нормативные акты предприятия, касающиеся организации трудовых отношений (оплаты и охраны труда, командировок и т.д.);

Изъятие оригиналов недопустимо.

Помимо удостоверенных копий, для документарной проверки могут быть направлены электронные версии, подлинность которых подтверждена электронной цифровой подписью.

Полный доступ к документам предприятия визитер при проведении внеплановой проверки требовать не вправе. Он работает только с той частью архива предприятия, которая непосредственно касается темы жалобы. Период, за который эксперт имеет право потребовать документы, может быть любым.

Если обязательный срок хранения тех или иных бумаг закончился и они были утилизированы с соблюдением всех правил, работодатель уведомляет об этом проверяющего.

Плюсы профессионального сопровождения при плановых и внеплановых проверках ГИТ Компания «Проверка труда» — это команда экспертов с безупречными знаниями и блестящим профильным опытом, которые готовы помочь своим клиентам с честью и без последствий пройти все стадии общения с контролирующими структурами.

Мы можем взять на себя решение инспекторов до и решения вопросов отмены предписаний или снижения суммы штрафов.

Можно ли проигнорировать запрос документов, который пришел по электронной почте?

Не стоит этого делать. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

позволяет инспектору использовать любые способы уведомления.

При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч.

5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным. Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля. За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб., а компании от 20 до 50 тыс.

руб., а компании от 20 до 50 тыс. руб. Ответственность за повторное нарушение еще жестче:

  1. для директора — штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;
  2. для компании — штраф от 50 до 100 тыс. руб.

Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки. Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г.

по делу № 4а-483/2016).

Судебная практика

Постановление девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2010 г. по делу № А08-4495/2010-17. Общество с ограниченной ответственностью «Анна-Транс» (далее — общество) обратилось в Свердловский районный суд города Белгорода с заявлением об отмене постановления Государственной инспекции труда в Белгородской области № 4-486-20-ППР/17/1 от 25.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в сумме 40000 руб. Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Полагая, что указанное решение принято судом при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой.

Общество полагает необоснованным вывод суда о нарушении норм трудового законодательства, а именно наличие задолженности по выплате заработной платы перед уволенным 05.03.2010 Буренковым Л. В. в сумме 10516,71 руб., поскольку был представлен расходный кассовый ордер, по которому Буренкову Л.

В. были выданы денежные средства в сумме 10000 руб., о чем имеется подпись последнего. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее. 24.05.2010 г. прокуратура г. Белгорода, рассмотрев материалы проверки соблюдения трудового законодательства ООО «Анна-Транс», установила, что в нарушение норм трудового законодательства общество имеет задолженность по выплате заработной платы перед уволенным 05.03.2010 г.

Буренковым Л. В. в сумме 10516,71 руб. за январь, март 2010 г., также установлено, что обществом с момента регистрации и до принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Выявленные нарушения отражены в постановлении заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2010 г.

В порядке ст. 28.8 КоАП РФ материалы об административном правонарушении направлены в Государственную инспекцию труда в Белгородской области. Установив в действиях ООО «Анна-Транс» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, главным государственным инспектором труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области 25.06.2010 вынесено постановление № 4-486-20-ППР/17/1 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 40000 руб.

1 ст. 5.27 КоАП РФ, главным государственным инспектором труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области 25.06.2010 вынесено постановление № 4-486-20-ППР/17/1 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 40000 руб. Не согласившись с данным постановлением, ООО «Анна-Транс» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из подтвержденности материалами дела факта совершения ООО «Анна-Транс» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ, вины в его совершении, отсутствия в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления. Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее Согласно ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охранен труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, ознакомление работников с требованиями охраны труда, разработку и утверждение правил и инструктаж по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.

372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержания требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам ее внутренней организации. Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

<.> Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.

2 ст. 2.1 КоАП РФ), а именно: у ООО «Анна-Транс» имелась возможность выполнять требования трудового законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанных обязанностей, что свидетельствует о наличии в его действиях вины. Доказательств наличия объективных причин невозможности выполнения требований и норм трудового законодательства обществом ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено в нарушение ст.

Доказательств наличия объективных причин невозможности выполнения требований и норм трудового законодательства обществом ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено в нарушение ст. 65АПК РФ. Осуществляя производство по делу об административном правонарушении, прокуратура города Белгорода и главный государственный инспектор труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области А.

В. Мальгинов не допустили процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности. Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, суд правомерно посчитал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводов лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.

4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Арбитражный суд постановил решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.09.2010 г.

по делу № А08-4495/2010-17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Следует помнить, что в случае выявления нарушений самым опасным последствием для организации может стать приостановление деятельности организации под предлогом защиты трудовых прав ее работников (ст. 5.27 КоАП РФ) на срок до девяноста суток.

Отмечу еще раз, работодатель должен не бояться проверок ГИТ, а быть к ним готовым.

Конфиденциальность при проведении таких проверок соблюсти возможно, если заявитель отдельно указывает об этом в своем заявлении, что зачастую не выполняется, а значит, его информация о нем может быть раскрыта. Но только в данном случае это большой роли не играет, ведь нарушение может быть выявлено и при проведении плановой проверки. Чтобы трудовая инспекция была на стороне работодателя, следует правильно и точно в срок обеспечить неукоснительное соблюдение трудового законодательства, и тогда ГИТ станет не врагом, а другом при возникновении конфликта с недобросовестным работником, пытающимся доказать то, чего не было на самом деле.

Источник: Источник: журнал «».

Рубрика: . Теги: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

Что будет за незаключение трудовых договоров?

Будет штраф — до 10 тысяч для ИП и до 100 тысяч для фирмы. Это штраф не по итогам проверки, а за каждый незаключенный договор.

Три договора — три штрафа. Директору тоже достанется.Кроме штрафа вынесут предписание о заключении трудовых договоров. Их придется заключить не со дня проверки, Придется начислить взносы и налоги за все время.
Тут уже подключится налоговая.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам.

К внеплановым проверкам данные установления не относятся.

При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя. Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы нав Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами.

Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

Генпрокуратура ведет статистику, касающуюся привлечения должностных лиц к ответственности (как административной, так и уголовной) за различные нарушения в сфере оплаты труда: → Взаимодействие со СМИ → Архив новостей от 23 июля 2014 При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалобе (далее — Закон № 2202-1); . Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запроса.

также может провести проверку на территории предприятия; . Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет).

Предварительно о такой проверке организации не сообщается. Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится.

Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно.

Единственное ограничение — наличие времени и желания самого прокурора. По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

Достаточно одного звонка работника — и представители прокуратуры или другого органа будут у вас с проверкой В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  1. вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то орган, . Дела по вопросам нарушения законодательства о труде рассматриваются государственными инспекторами труда, а также судами.
  2. принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организации. Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  3. внести представление с требованием устранить допущенные нарушения. И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);

За нарушение трудового законодательства грозит штраф:

  1. для должностных лиц и ИП — от 1000 до 5000 руб.
  2. для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.;

Если должностное лицо уже подвергалось административной ответственности за аналогичное правонарушение и при этом не прошел 1 год со дня окончания исполнения предыдущего постановления; , то оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет. Если же это повторное аналогичное нарушение, то по таким делам трудинспекторы составляют протоколы, а рассматривают эти дела судьи. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное их невыполнение грозит штрафом; :

  1. организациям — от 50 000 до 100 000 руб.;
  2. должностным лицам — от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

Реестр внеплановых проверок на 2018 год

Все проводимые плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и каким органом надзора и контроля проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе.

Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).
  2. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  3. Номер проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.Какие внеплановые проверки трудовой инспекции на 2018 год были проведены на определенном предприятии, можно узнать на . *** Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах.

На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.

Как обжаловать результаты проверки

Если вы не согласны с результатами проверки: 1. Поставьте об этом пометку в акте.

В течение 15 дней после проверки отправьте в Роструд возражения в отношении акта. Прикрепите к ним документы, которые бы подтверждали вашу правоту. Роструд должен вынести решение по поводу этих возражений в течение десяти дней.

Вам сообщат об этом решении в течение трёх дней после того, как Роструд его вынес. 2. Подайте жалобу в Роструд. У вас есть для этого три месяца после проверки. В жалобе укажите:

  1. действия инспекторов, с которыми вы не согласны, и объясните, почему.
  2. свои фамилию, имя, отчество, адрес, электронную почту;
  3. фамилию, имя, отчество инспектора, который проводил проверку;

Прикрепите к жалобе копию акта проверки и документы, которые могут подтвердить вашу правоту.

Вы можете запросить нужные вам документы у Роструда.

Отправьте жалобу в региональное отделение Роструда:

  1. через ;
  2. отдайте в приёмную своего отделения Роструда.
  3. через портал ;
  4. по электронной почте;
  5. по почте;

Роструд зарегистрирует вашу жалобу на следующий день и ответит в течение 30 дней после регистрации.

Вам пришлют решение по почте или в электронном виде.

3. Идите в суд. Если решение Роструда отрицательное, а вы с этим не согласны — идите в суд.

Что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника

Если работодатель нарушает права своих работников, то последние имеют право написать жалобу в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя. На жалобу работника инспекторы должны отреагировать.

На это даётся 30 дней с момента получения ими жалобы. В любом случае, о решении они должны оповестить заявителя по телефону или письмом. Как правило, по заявлению назначается проверка у работодателя.

Об этом извещают не только заявителя, но и самого работодателя. Каждый работодатель должен знать, что проверяют трудовые инспекторы по жалобе работника. В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сказано, что поводом для проведения внеплановой проверки от трудовой инспекции может служить:

  1. Запрос работника о проведении внеочередной проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  2. Жалоба работника на нарушение работодателем норм трудового законодательства.
  3. Заявление сотрудника, в котором говорится о нарушении его трудовых прав;

Согласно ст.

360 ТК РФ, работодатель должен быть уведомлён о проведении внеплановой проверки не позднее, чем за сутки до её начала.

Но есть случаи, когда проверка может пройти и без уведомления:

  1. Жалоба работника на нарушение его трудовых прав;
  2. Приказ руководителя трудовой инспекции о проведении внеплановой проверки у данного работодателя, основанный на Поручении Президента или Правительства нашей страны.

Полномочия трудового инспектора перечислены в п. 13 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства № 875.

То есть, во время проведения проверки он имеет право:

  1. Расследовать несчастные случаи;
  2. Направлять в суд исковое заявление;
  3. При наличии удостоверения «трудового инспектора» в любое время суток явиться на предприятие для проведения проверки;
  4. Другие полномочия.
  5. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, касающихся трудового законодательства;
  6. Безвозмездно получать от работодателя документы, касающиеся вопроса проверки;
  7. Изымать образцы для анализа;

Работники пишут заявление в трудовую инспекцию по нарушению конкретных трудовых прав.

Поэтому при проведении внеплановой проверки по заявлению от работника, инспекторы будут проверять конкретные документы, имеющие прямое отношение к заявлению. Это могут быть:

  1. Инструкции по охране труда. Об этом говорится в ст. 212 ТК РФ.
  2. Приказы работодателя по предприятию, касающиеся кадровых движений;
  3. Трудовые договоры с работниками;
  4. Личные карточки всех работников, включая заявителя;
  5. Наличие и правильность оформления графика отпусков;
  6. Положение об оплате труда и премировании;
  7. Правила внутреннего трудового распорядка;
  8. Книги по учёту и движению трудовых книжек;
  9. Расчётные листы о начислениях по заработной плате;
  10. Штатное расписание;
  11. Наличие и правильность оформления трудовых книжек;
  12. Локальные акты. На каждом предприятии в обязательном порядке должны присутствовать следующие локальные акты:
    • Правила внутреннего трудового распорядка;
    • Положение об оплате труда и премировании;
    • Положение о персональных данных каждого работника. Об этом сказано в ст. 87 ТК РФ;
    • Инструкции по охране труда. Об этом говорится в ст. 212 ТК РФ.
  13. Документы по охране труда;
  14. Документы на оплату труда.
  15. Табель учёта рабочего времени сотрудников;
  16. Наличие и правильность оформления извещений о начале очередного ежегодного отпуска;
  17. Положение о персональных данных каждого работника. Об этом сказано в ст. 87 ТК РФ;

Эти документы проверяются инспекторами в обязательном порядке.

В зависимости от темы жалобы, они могут затребовать и другие документы.

Что нового предлагают?

До конца июля 2020 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть , который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения.

Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет. Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году.

Но из-за расплывчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась. Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.

Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+