Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Требования к конкурсному управляющему

Требования к конкурсному управляющему

Требования к арбитражным управляющим

На основании ст. 2 127-ФЗ может стать гражданин РФ, который утверждается арбитражным судом для проведения процедуры признания компании банкротом и осуществления иных полномочий.В спектр управляющего в деле о банкротстве включаются:

  • Организация .
  • Организация торгов и распределение вырученных средств между кредиторами.
  • Ведение реестра кредиторских требований.
  • Подготовка о признании должника банкротом.
  • Проведение анализа финансового состояния должника, причин его возникновения и пр.
  • Ведение дела о банкротстве.

На некоторых стадиях банкротства управляющий должен взять все управление компанией на себя. Все это обуславливает высокие требования к его кандидатуре.Понятие арбитражного управляющего является обобщающим. В зависимости от того, какая процедура банкротства осуществляется – , оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство – утверждаются временный, административный, внешний или .

Они отличаются, с точки зрения исполняемых полномочий, но требования к ним едины.С точки зрения трудового законодательства, управляющий не является работником должника или конкурсных кредиторов, он не получает зарплату, и с ним не подписывается трудовой договор.

Вознаграждение управляющему платится не по нормам трудового права, а на основании законодательства о .В качестве арбитражного управляющего не может выступать юридическое лицо: им вправе стать только физическое лицо с российским гражданством.

В предыдущей версии законодательства о банкротстве требования о наличии российского гражданства не устанавливались.Арбитражный управляющий – это лицо, которое удовлетворяет требованиям законодательства о банкротстве.

Требования к арбитражному управляющему можно разделить на несколько групп:

  • Основные требования, распространяющиеся на всех управляющих, которые потенциально могут участвовать в деле о банкротстве.
  • Дополнительные требования, которые действуют в отношении управляющих с учетом стадии .

Отдельную группу образуют условно-ограничительные требования к управляющему по ст. 20.2 127-ФЗ.

Где искать финансового управляющего?

Конкурсный управляющий по банкротству физических лиц, ИП или компаний быстрее всего может быть найден на сайте местного арбитражного суда.

Каждый региональный арбитраж по закону обязан иметь свой сайт, на котором есть и раздел, посвященный банкротствам и саморегулируемым организациям управляющих. Найденные здесь фамилии следует пробить на сайте федресурса (Единого федерального реестра сведений о банкротствах — ЕФРСБ). Здесь есть реестр всех зарегистрированных на территории нашей страны СРО и арбитражных управляющих.

В разделе “Реестры” выбираем либо то, либо это и ищем по названию организации, регномеру или фамилии финуправа.

Полномочия и обязанности конкурсного специалиста

В обязанности конкурсного управляющего при банкротстве входит следующее.

  • Реализация ликвидной собственности на электронных площадках.
  • Привлечением независимых экспертов для оценки активов должника.
  • Информирование работников предприятия заемщика о грядущем банкротстве компании в срок не более месяца после начала судебного производства.
  • Предоставление кредиторам сведений об имуществе, принадлежащем должнику.
  • Формирование из активов, принадлежащих банкроту, конкурсной массы.
  • Организация собраний кредиторов.
  • Выявление признаков намеренного или фиктивного банкротства, к которому недобросовестные компании прибегают с целью получить отсрочку у кредитующих организаций либо уменьшить размер выплат.
  • Поиск имущества банкротящегося субъекта, а также его открытых расчетных счетов.
  • Погашение долгов перед кредитующими организациями в очередности, соответствующей Федеральному закону.
  • Ответственность за сохранность активов должника.
  • Уведомления в соответствующих источниках сведений о начале процедуры банкротства в отношении субъекта. Информация должна быть опубликована в течение недели после вступления управляющего в должность.
  • Инвентаризация имущества, которое есть во владении потенциального банкрота.
  • Мониторинг реального состояния финансовых дел должника.
  • Составление реестра требований кредиторов к должнику.

Кроме широкого круга обязанностей, управляющий обладает и внушительными правами, обозначенными в статье 129 ФЗ №127.

Полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства таковы.
  • Изымать документацию субъекта на хранение.
  • Заявлять о недействительности сделок, заключенных в отношении имущества заемщика.
  • Распоряжаться собственностью должника в интересах сторон, в рамках, утвержденных законом.
  • Увольнять сотрудников предприятия-банкрота, если это необходимо для финансового оздоровления должника.
  • Выдвигать требования третьим лицам о возвращении денежных и имущественных долгов банкрота.

Последствия открытия

Последствиями введения по отношению к должнику конкурсного производства являются:

  • Прекращение всех операций по начислению штрафных санкций (в виде пени и штрафов), процентов и иных штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств , даже если оно не платит по счетам.
  • Наступает срок исполнения всех текущих и кредитных обязательств должника на момент открытия конкурсного производства.
  • Прекращаются все и операции, которые связаны с отчуждением собственности юрлица (на сумму более 5% от совокупной величины активов юрлица).
  • Информация о финансовом состоянии должника перестает быть коммерческой тайной и не является более секретной. Она размещается в открытом доступе.
  • Кредиторы имеют право предъявлять свои требования к должнику только в рамках проведения конкурсного производства.

    Заявлять о своих требованиях напрямую должнику они не вправе.

  • Снимается арест с должника и прочие действующие ограничения по распоряжению его собственностью (блокировка счетов и пр.).
  • Руководство компании отстраняется от дел и передает полномочия конкурсному управляющему.
  • После признания ИП банкротом и решения суда об открытии конкурсного производства регистрация гражданина как признается более недействительной. Параллельно с этим аннулируются все лицензии ИП, связанные с предпринимательской деятельностью.
  • Исполнительные документы, которые действуют на текущий день, передаются приставами управляющему в деле о банкротстве.

Подготовка к деятельности арбитражного управляющего

Все действия управляющего должны быть профессиональными и компетентными.

Необходимо точно знать все законодательные нормы и разбираться во многих финансовых вопросах. Поэтому подготовке специалистов уделяется много времени и внимания. Программу утверждают в министерстве, и она соответствует всем мировым стандартам.

При подготовке следует учесть такие особенности:

  1. подготовка указанных документов.
  2. обучение в течение нескольких месяцев;
  3. стоимость;

Ключевой целью обучения является изучение законодательных актов и применение их на практике.

Для всех соблюдается один порядок. Необходимо сдать экзамен. Тем, кто успешно его прошел, выдается сертификат, подтверждающий квалификацию. Есть возможность повторного прохождения экзамена.

Вступление в СРО

Руководство организации в течение тридцати дней решает вопрос о принятии нового члена общества. Узнать перечень документов для вступления нужно непосредственно в СРО.

Решение принимается после того, как будут представлены все документы. Управляющий признается действующим после включения в реестр управляющих и членов саморегулируемой организации.

Как арбитражному управляющему подать заявку, расскажет это видео:

Требования к управляющему

По ст. 20 закона о банкротстве, арбитражный управляющий – это гражданин, который соответствуют перечисленным критериям:

  1. членство в СРО;
  2. практический опыт на руководящей должности;
  3. отсутствие дисквалификации в качестве члена СРО;
  4. наличие высшего образования;
  5. не привлечение к уголовной и административной ответственности.

В процессе несостоятельности организации конкурсный управляющий при банкротстве выступает главным действующим лицом.

От его компетентности и знаний зависит то, насколько полно будут удовлетворены требования кредиторов.

ГАРАНТ:

См. к статье 20.2 настоящего Федерального закона 1.

В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника. В случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей , необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника.

Образец заявления конкурсному управляющему от физического лица-кредитора о взыскании долговых обязательств по заключенному трудовому соглашению

Заявитель: (Фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, банковские реквизиты, контакты, e—mail) Должник: (название, адрес месторасположения) Конкурсный управляющий: (Фамилия, имя, отчество, адрес) «__» ________ 20__ (дата написания) Заявление о выплате задолженности по заработной плате «___» _______ ________ года между мной, __________________________ (фамилия, имя, отчество) и ___________________ (дальше по тексту – Должник) был заключено трудовое соглашение № ______. Согласно с условиями договора на меня возлагались обязанности по выполнению работы по специальности (должности, квалификации) ___________ (указать название).

За это Должник _________ (наименование) обязывался выплачивать в установленные сроки __________ заработную плату в размере _________ рублей (указать цифрами и словами).

Акт сверки от «___» ______ ____ года, подписанный Должником и мной, подтверждает признание __________ (наименование должника) своих долговых обязательств.

Финансовые претензии кредитора подтверждены вынесенным определением Арбитражного суда в городе __________ № __________ от «____» __________ _______ года. В соответствии со статьями 16, 136 и 160 Федерального закона №127 о финансовой несостоятельности от 26 октября 2002 года и набравшим юридическую и правовую силу определением признать __________ (наименование) банкротом. Фамилия, имя, отчество подпись Запись опубликована автором в рубрике .

Взыскание убытков

Если суд или иной государственный орган признают, что действия управляющего были незаконными, а также привели к убыткам одной из сторон, или обеих сразу, то вы имеете полное право обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением о взыскании убытков. Размеры денежных средств устанавливаются прямо пропорциональном нанесенным вам убыткам, а также, возможно моральным потрясениям.

Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего

Е.Г. ДОРОХИНА, юрист Одной из основных характеристик института арбитражных управляющих является соответствие арбитражного управляющего тем квалификационным требованиям, которые установлены законом.

Это требования к образованию, стажу руководящей работы или деятельности в качестве арбитражного управляющего, к профессиональной подготовке арбитражного управляющего и стажировке в качестве помощника арбитражного управляющего, поскольку именно они определяют профессиональное соответствие арбитражного управляющего установленным стандартам. В современной России арбитражный управляющий обязан иметь соответствующую квалификацию, подтверждаемую различными документами: дипломом о высшем образовании, аттестатом специалиста по антикризисному управлению, лицензией на осуществление деятельности арбитражного управляющего, документом о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, свидетельством о прохождении стажировки.

Прежде всего это объясняется необходимостью защиты должника и кредиторов от непрофессионального ведения арбитражного управления, а также требованиями мировых стандартов, предъявляемых к деятельности арбитражных управляющих.

В рамках сокращения государственного регулирования предпринимательской деятельности законодатель отказался от практики лицензирования деятельности арбитражных управляющих.

Так, ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 г.

№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) к арбитражному управляющему (гражданину Российской Федерации) установлены следующие квалификационные требования: · наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; · наличие высшего образования; · наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности; · сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; · прохождение стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; · отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; · членство в одной из саморегулируемых организаций. Вместе с тем необходимо отметить, что с учетом переходных положений Закона о банкротстве (см. п. 3 ст. 231), а также разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда РФ, изложенных в его Постановлении от 08.04.2003 г.

№ 4

«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”»

, в течение одного года с даты вступления закона в силу арбитражным судом могли быть утверждены лица, не сдавшие теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, не прошедшие соответствующей стажировки, не являвшиеся членами одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, при условии что они ранее имели лицензии арбитражных управляющих и такие лицензии не были отозваны или аннулированы, а также при условии, что они застраховали свою ответственность в соответствии с п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве. В переходный период устанавливались и иные требования к стажу руководящей работы, достаточному для назначения арбитражного управляющего: учитывался стаж по исполнению обязанностей арбитражного управляющего не менее года в совокупности, за исключением стажа по исполнению таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.

Закон о банкротстве не предъявляет каких-либо конкретных требований к специальному высшему образованию арбитражных управляющих, ограничившись указанием на то, что для деятельности в качестве арбитражного управляющего достаточно любого высшего образования. Требования к стажу руководящей работы не менее 2 лет, напротив, конкретизируются: таковым признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства в отношении отсутствующего должника. Арбитражный управляющий исполняет обязанности руководителя должника только при ведении двух процедур банкротства: внешнем управлении и конкурсном производстве.

Таким образом, в стаж руководящей работы засчитывается только деятельность в качестве внешнего или конкурсного управляющего, за исключением ведения указанных процедур в отношении отсутствующего должника. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2003 г.

№ 308 утверждены Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, а также поручено Минюсту России сформировать комиссию по организации и проведению единого теоретического экзамена. В состав комиссии, утверждаемой Минюстом России, включаются специалисты, имеющие ученую степень в области экономики или юриспруденции либо опыт работы в сфере антикризисного управления не менее 3 лет, а также государственные служащие. В свою очередь Министерство юстиции РФ Приказом от 06.08.2003 г.

№ 189[1] утвердило порядок работы комиссий по организации теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, согласно которому экзамен принимает комиссия, формируемая на условиях равного представительства Минюста России и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражного управляющего. Прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего как обязательное требование является новеллой Закона о банкротстве. Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего возложены на саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО).

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2003 г. № 414 (в ред. от 25.09.2003 г.) утверждены Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (далее — Правила), которыми установлен срок стажировки: не менее 6 и не более 12 месяцев. К помощнику арбитражного управляющего могут, если это предусмотрено СРО, предъявляться определенные требования, что ставит претендентов в неоднозначное положение.

Во-первых, очевидно, что не все СРО и не во всех случаях предъявляют требования к помощнику арбитражного управляющего.

Во-вторых, неясно, каким органом СРО должно приниматься решение о предъявлении таких требований. В качестве требований, если на то есть решение СРО, выдвигаются: сдача теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих; наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; наличие высшего образования; наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности. Однако даже если перечисленные требования не предъявляются СРО, претендент на должность помощника арбитражного управляющего все же обязан приложить к заявлению о прохождении стажировки копию свидетельства о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, из чего следует, что сдача указанного экзамена является обязательным требованием для претендента вне зависимости от выдвижения СРО такого требования.

Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего предусматривают наличие двух лиц, непосредственно участвующих в проведении стажировки помощника арбитражного управляющего: собственно арбитражного управляющего и лица, отвечающего за проведение стажировки (руководителя стажировки). Руководителем стажировки является член СРО, имеющий опыт работы в качестве арбитражного управляющего не менее 3 лет или завершивший не менее двух процедур банкротства (за исключением упрощенных процедур банкротства) при отсутствии установленных фактов допущенных им нарушений при осуществлении деятельности арбитражного управляющего, повлекших за собой привлечение к административной или уголовной ответственности. Взаимоотношения между помощником арбитражного управляющего, арбитражным управляющим и руководителем стажировки установлены в Правилах неточно, противоречиво.

С одной стороны, участие помощника арбитражного управляющего в выявлении кредиторов должника, в заявлении обоснованных возражений кредиторам и проведении расчетов, а также в ведении реестра требований кредиторов, организации и проведении собрания кредиторов, ведении бухучета и составлении отчетности, проведении инвентаризации и оценки имущества должника возлагает определенную ответственность на помощника арбитражного управляющего перед самим арбитражным управляющим, поскольку самостоятельная ответственность помощника перед должником и кредиторами не предусмотрена. С другой стороны, руководитель стажировки вправе давать помощнику арбитражного управляющего поручения в соответствии с планом стажировки и осуществлять контроль за его деятельностью, что может не совпадать с позицией и мнением арбитражного управляющего.

Примечательно, что отчет помощника арбитражного управляющего по итогам стажировки подписывают наряду с помощником арбитражного управляющего руководитель стажировки и руководитель СРО без участия арбитражного управляющего, который на самом деле имеет более полное представление о работе помощника арбитражного управляющего.

Полагаем, что оптимальным был бы вариант, при котором арбитражный управляющий, к которому прикрепляется помощник, являлся бы руководителем стажировки.

Тем более что при таком условии отпало бы одно из оснований отказа гражданину в проведении стажировки, а именно отсутствие в СРО лица, отвечающего за проведение стажировки и удовлетворяющего требованиям руководителя стажировки.

Природа отношений между СРО и помощником арбитражного управляющего не позволяет сделать однозначного вывода о наличии гражданско-правовых отношений в области оказания услуг. С одной стороны, гражданин, претендующий на должность помощника арбитражного управляющего, получает знания, умения и навыки, что предполагает предоставление услуг по обучению со стороны СРО.

Вместе с тем стажировка помощника арбитражного управляющего производится на безвозмездной основе, что не дает возможности отнести этот факт к возмездному оказанию услуг. С другой стороны, в Правилах установлено, что по предложению руководителя стажировки с помощником арбитражного управляющего может быть заключен гражданско-правовой договор, предусматривающий выплату вознаграждения за счет средств СРО, а также, с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), за счет средств должника.

Представляется, что такое вознаграждение причитается помощнику арбитражного управляющего, и в данном случае оказание услуг производится уже им. Если такой договор заключается, то ответственность арбитражного управляющего регулируется нормами главы 39 ГК РФ; если договор не заключается, помощник арбитражного управляющего ответственности за свою деятельность на стажировке ни перед арбитражным управляющим, ни перед СРО не несет (равно как не несет ответственности и СРО за качество стажировки).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение помощником арбитражного управляющего Правил является основанием только для досрочного прекращения стажировки. Вместе с тем помощник арбитражного управляющего вправе обратиться с жалобой на СРО в регулирующий орган (в настоящее время это Минюст России), однако только по вопросу отказа в приеме на стажировку. Отсутствие четких правил, позволяющих однозначно судить о природе отношений между помощником арбитражного управляющего и СРО по вопросам прохождения стажировки, ограничивает возможность защиты своих прав как для арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, так и для помощника арбитражного управляющего.

Статьей 23 Закона о банкротстве конкурсным кредиторам или уполномоченному органу (собранию кредиторов) предоставляется право установить дополнительные квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, а именно: наличие высшего юридического или экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника; наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики; а также установить количество процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего. Иных требований к кандидатуре арбитражного управляющего ни конкурсные кредиторы, ни собрание кредиторов выдвигать не могут.

Выдвигая дополнительные требования, конкурсный кредитор или собрание кредиторов вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему. Помимо общих правил о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, Закон о банкротстве предусматривает особенные требования к арбитражным управляющим при ведении процедур банкротства отдельных организаций-должников: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, стратегических предприятий или организаций, крестьянского (фермерского) хозяйства.

При банкротстве кредитной организации арбитражный управляющий обязан соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России[2].

Объем квалификационных требований Банка России, порядок и условия аттестации, порядок выдачи аттестатов определяются Положением Банка России от 07.08.2001 г. № 146-П

«О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций»

[3].

Однако эти требования не предъявляются к служащему Банка России, осуществляющему функции арбитражного управляющего при банкротстве отсутствующей кредитной организации, поскольку, как разъяснил Высший арбитражный суд РФ, правило, содержащееся в абзаце втором п.

1 ст. 6 Закона о банкротстве кредитных организаций, носит специальный характер по отношению к положениям Закона о банкротстве и означает, что к моменту рассмотрения заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом кандидатура конкурсного управляющего может быть предложена Банком России из числа служащих Банка России; при этом на служащих Банка России не распространяются требования, предъявляемые к арбитражным управляющим в соответствии со ст. 20 Закона о банкротстве[4]. В отличие от достаточно жестких требований к кандидатуре арбитражного управляющего кредитной организации, квалификационные требования к арбитражному управляющему при банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг не конкретизированы. Закон о банкротстве, повторяя текст закона предыдущей редакции, устанавливает требование о наличии соответствующего аттестата, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг.

Однако ни объем квалификационных требований, ни порядок и условия выдачи аттестата до настоящего времени не определены, что, по сути, делает невозможным назначение арбитражного управляющего при ведении процедур банкротства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг. Постановлением Правительства РФ от 19.09.2003 г. № 586

«О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации»

установлены следующие общие требования: · наличие стажа работы на предприятиях или организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы; · участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей; · наличие высшего юридического или экономического образования или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

В отношении кандидатуры внешнего управляющего для ведения процедуры внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Закон о банкротстве не требует соблюдения требований, установленных общими правилами для арбитражных управляющих. Полномочия внешнего управляющего в данном случае определяет глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Специальные правила в отношении квалификационных требований предусмотрены Федеральным законом от 24.06.99 г.

№ 122-ФЗ

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

. Арбитражным управляющим согласно указанному закону может являться физическое лицо, имеющее опыт работы в организациях ТЭК в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче тепловой и электрической энергии, а также производства электрической и тепловой энергии, добыче природного газа. Арбитражный управляющий обязан иметь аттестат специалиста для работы в качестве арбитражного управляющего, выданный Минэнерго России.

Проблема квалификационных требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, тесно связана с другой, не менее важной, — проблемой дисквалификации арбитражных управляющих. В п. 4 ст. 29 Закона о банкротстве установлено, что регулирующий орган обращается в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего.

Дисквалификация может быть применена к арбитражным управляющим в соответствии со ст.

3.11 КоАП РФ за конкретное административное нарушение, выражающееся в неправомерном действии (бездействии) при банкротстве. При этом относительно применения административного законодательства к деятельности арбитражных управляющих возникают вопросы: каковы должны быть составы правонарушений, влекущих применение дисквалификации арбитражных управляющих, и каков порядок прекращения деятельности арбитражного управляющего в связи с дисквалификацией?

Среди норм, регулирующих административную ответственность арбитражных управляющих в виде дисквалификации, можно выделить следующие: 1) ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, регулирующая ответственность за невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства; 2) ст. 14.21 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за ненадлежащее управление юридическим лицом, т.е.

использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков; 3) ст. 14.22 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение иных действий, выходящих за пределы его полномочий.

В ст. 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям.

Это должностные лица органа, уполномоченного в области банкротства и финансового оздоровления. Поскольку согласно Закону о банкротстве органами исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства являются орган, уполномоченный предъявлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (уполномоченный орган), и орган, осуществляющий контроль за деятельностью СРО (регулирующий орган), необходимо определить, какой из этих органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

В настоящий момент законодатель однозначного ответа на этот вопрос не дает.

Можно лишь предположить, что этим органом является регулирующий орган, так как именно он имеет право на обращение в суд с требованием о дисквалификации арбитражного управляющего. Вместе с тем регулирующий орган должен располагать соответствующими сведениями, дающими основания для составления протокола и обращения в суд. Между тем контакты регулирующего органа с участниками дела о банкротстве ограничены.

Регулирующий орган не участвует в деле о банкротстве; его полномочия, определенные Законом о банкротстве, не позволяют ему иметь полную и достоверную информацию о деятельности арбитражного управляющего в ходе ведения процедуры банкротства.

Необходимо восполнить данный пробел в законодательстве, уточнив процедурные вопросы деятельности регулирующего органа в области привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности. Еще одной проблемой в рассматриваемой области является прекращение деятельности арбитражного управляющего в связи с дисквалификацией. Закон о банкротстве не предусматривает дисквалификации в качестве самостоятельного основания для отстранения арбитражного управляющего.

Между тем норма ст. 32.11 КоАП РФ предусматривает немедленное исполнение арбитражным управляющим постановления суда о дисквалификации путем прекращения управления юридическим лицом. Очевидно, что самостоятельно, без решения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, арбитражный управляющий не имеет возможности сложить с себя полномочия. Регулирующий орган, не являясь участником дела о банкротстве, не вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с требованием об отстранении арбитражного управляющего.

Участники дела (процесса) о банкротстве могут не воспользоваться своим правом на обращение в суд с требованием об отстранении арбитражного управляющего в связи с его дисквалификацией. Возможна ситуация, когда дисквалифицированный арбитражный управляющий продолжает выполнять свои функции и вести процедуру банкротства. Выход из данной ситуации видится в следующем.

Регулирующий орган сообщает о дисквалификации арбитражного управляющего в СРО, которая, в свою очередь, исключает арбитражного управляющего из своих членов, что является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом в силу ст. 25 Закона о банкротстве. Вместе с тем суд, вынося постановление о дисквалификации, устанавливает срок дисквалификации, который варьируется от 6 месяцев до 3 лет. Исключение арбитражного управляющего из членов СРО нарушает его права на ведение профессиональной деятельности в дальнейшем, после истечения срока дисквалификации, и наносит ему материальный ущерб, связанный с возможной потерей взноса, вносимого при вступлении в СРО.

Зарубежное законодательство также устанавливает достаточно жесткие квалификационные требования к арбитражным управляющим. После принятия в Великобритании закона о несостоятельности 1986 года лицензии на право заниматься деятельностью арбитражного управляющего стали выдаваться только тем, кто сдал профессиональные экзамены. К экзаменам допускаются только дипломированные бухгалтеры или юристы.

Помимо требований о сдаче экзаменов в Великобритании установлены требования к постоянному ведению деятельности арбитражного управляющего и повышению профессиональной квалификации посредством посещения учебных курсов (так называемое следование профессиональным стандартам компетентности)[5].

Французское законодательство о банкротстве также устанавливает особые требования к администраторам (лица, выполняющие функции, аналогичные функциям российских административных управляющих), согласно которым администратором может быть назначено лицо, успешно сдавшее экзамены после прохождения интернатуры. Программу последней, а также порядок занятий и сдачи экзаменов определяет Национальная комиссия администраторов. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод об установлении Законом о банкротстве более жестких квалификационных требований по сравнению с требованиями, установленными предшествовавшими ему законодательными актами, что, несомненно, способствует повышению качества арбитражного управления.

Вместе с тем арбитражный управляющий в современной России для получения надлежащего образования вынужден тратить немалые средства, которые ориентировочно составляют 2,5 — 3 тыс. долл. США. Не у всех есть возможность их найти. Библиография 1 См.: Российская газета.

2003. 13 авг. № 160. 2 См. ст. 6 Федерального закона от 25.02.99 г.

№ 40-ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

(в ред. от 08.12.2003 г.; далее по тексту статьи — Закон о банкротстве кредитных организаций).

3 См.: Российская газета. 2001. 20 сент. № 183. 4 См. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 г. № 74

«Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+