Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Ревизионная комиссия ооо

Ревизионная комиссия ооо

Ревизионная комиссия ооо

Есть ли альтернатива?


Вместо ревизора для осуществления контрольных функций общее собрание вправе утвердить аудитора. Правовой статус такого лица во многом схож со статусом ревизора, хотя имеет и ряд отличий: № Критерий разграничения Ревизор Аудитор 1 Может ли лицо одновременно являться участником компании Может быть как участником, так и лицом, не связанным с обществом корпоративными правоотношениями Не может быть участником компании, т. к. тогда он получал бы часть чистой прибыли ООО, аудитор же не может быть связан с компанией имущественными правоотношениями 2 Может ли лицо одновременно являться членом совета директоров или исполнительного органа Не может Прямого запрета закон № 14-ФЗ не содержит, однако аудитор не может быть связан имущественными интересами с членами таких органов и участниками организации 3 Какие функции осуществляются Одинаковые, поэтому аудитор имеет те же права и должен осуществлять те же обязанности, что и ревизор *** Таким образом, ревизионная комиссия (ревизор) — это контрольный орган ООО, основной обязанностью которого является проверка бухгалтерских балансов и годовой отчетности, а также утверждение отчета о сделках с заинтересованностью.

Перечень прав и обязанностей этого органа в общем определяется законом № 14-ФЗ, но может быть и дополнен локальными актами общества. *** Еще больше материалов по теме — в рубрике . Рейтинг Поделиться Советуем прочитать 25 мая 2020 1 08 мая 2020 0 16 апреля 2020 0 Новости раздела 23 июня 2020 0 15 июня 2020 0 10 июня 2020 0

Как избрать ревизионную комиссию?

20.10.2008 В данной статье рассмотрим вопросы по составу и избранию ревизионной комиссии.

Создание ревизионной комиссии и подтверждение ею финансовой отчетности общества является обязательным. Многие руководители не представляют себе роль ревизионной комиссии в финансово-хозяйственной деятельности организации, об этом свидетельствуют протоколы ревизионных комиссий.

Деятельность ревизионной комиссии в обществе не должна дублировать функции бухгалтерии общества.

Включение в устав общества положений о правомочности ревизионной комиссией, проведения проверок исполнительного органа, по правильности заключения договоров от имени общества, а также проведения проверки правомочности принятия решений совета по тем или иным вопросам, на соответствие требованиям действующего законодательства, положениям, целям и задачам общества позволит ревизионной комиссии общества занять именно то положение в обществе, которое предусмотрено в законодательстве.

Включение в устав общества положений о правомочности ревизионной комиссией, проведения проверок исполнительного органа, по правильности заключения договоров от имени общества, а также проведения проверки правомочности принятия решений совета по тем или иным вопросам, на соответствие требованиям действующего законодательства, положениям, целям и задачам общества позволит ревизионной комиссии общества занять именно то положение в обществе, которое предусмотрено в законодательстве. Правовое регулирование деятельности ревизионной комиссии позволяет повысить эффективность и качество управления бизнесом. Ревизионная комиссия не относится к органам управления общества и действует самостоятельно, независимо от деятельности органов общества.

На практике часто в состав комиссий входят лица, не имеющие необходимого опыта бухгалтерской или контрольной работы либо занимающие должности в органах управления общества. В соответствии с требованиями, установленными п.3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995г.

№208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об АО), достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки.

N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки.

Можно сделать вывод, что члены ревизионной комиссии должны быть знакомы с порядком составления и содержания тех документов, с которыми им предстоит работать. Для этого целесообразней рекомендовать в состав ревизионной комиссии лиц, имеющих специальное бухгалтерское или экономическое образование, чтобы дополнительно не привлекать к работе специалистов указанных профессий, так как именно ревизионная комиссия дает заключение, подтверждающее или опровергающее достоверность данных, включаемых в годовой отчет общества и сведений, содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности общества. Для того чтобы понять кто может входить в состав ревизионной комиссии и ответственность ее членов рассмотрим в данной статье.

Требования к кандидатам в члены ревизионной комиссии. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные формы собственности – Общества с ограниченной ответственностью и Акционерные Общества. Какие требования согласно законодательству они предъявляют к членам ревизионных комиссий, кем и как избираются.

В обществах с ограниченной ответственностью. В соответствии с п.6 ст.32 Федерального закона от 08 февраля 1998г.

№14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об ООО) членами ревизионной комиссии общества могут быть как участники, так и лица, не являющиеся участниками общества. Члены ревизионной комиссии не могут: одновременно являться членами совета директоров, занимать иные должности в органах управления общества. В ст.32 Закона об ООО сказано, что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор.

А аудитором может быть как физическое, так и юридическое лицо на основании ст.4 Федерального закона от 07 августа 2001г.

№119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Получается, что функции ревизионной комиссии может выполнять и юридическое лицо. В законодательстве по этому вопросу четких разъяснений нет.

В акционерных обществах. Согласно ст.85 Закон об АО членами ревизионной комиссии могут быть только физические лица, при этом не имеет значения, являются либо не являются эти лица акционерами общества. Члены ревизионной комиссии не могут: одновременно являться членами совета директоров, занимать иные должности в органах управления общества.

Избрание членов ревизионной комиссии В обществах с ограниченной ответственностью. В соответствии со ст. 91 ГК РФ и п.

1 ст. 47 Закона об ООО ревизионная комиссия избирается на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью. На основании под. 5 п. 2 ст. 33 Закона об ООО избрание ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Согласно п. 2 ст. 33 Закона об ООО данный вопрос не может быть передан на решение ни совету директоров (наблюдательному совету), ни исполнительному органу общества. Решение об избрании ревизионной комиссии (ревизора) принимается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия решения по данному вопросу не предусмотрена уставом общества.

На основании абз. 1 п. 9 ст. 37 Закона об ООО, допускается возможность предусмотреть в уставе общества проведение кумулятивного голосования при принятии решений по вопросам об избрании членов ревизионной комиссии общества. При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

В закрытом акционерном обществе.

Согласно п.1 ст. 48 Закона об АО ревизионная комиссия избирается общим собранием, и решение данного вопроса находится в его исключительной компетенции. При этом акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора). В ЗАО, где учредители (акционеры) одновременно являются членами совета директоров, избрание ревизионной комиссии будет невозможным.

С точки зрения Закона об АО этот вопрос может быть разрешен с использованием абз.2 п.1 ст.64, в котором говорится о том, что в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. Поэтому, если в устав ЗАО внести подобные коррективы (если им это не предусмотрено), то право голосования за всеми акционерами остается, и ревизионная комиссия (ревизор) может быть избран в соответствии с требованиями закона. В открытом акционерном обществе.

В соответствии с п.2. ст. 9 Закона об АО, решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей не только по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества и избрания органов управления общества, но также и по вопросу избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества. На основании п. 4 ст. 9 Закона об АО большинство в три четверти голосов необходимо при избрании не только органов управления общества, но и ревизионной комиссии или ревизора общества.

Согласно ст. 47 Закона об АО установлено, что вопрос избрания членов ревизионной комиссии отнесен к числу вопросов, которые в обязательном порядке должны рассматриваться на годовом общем собрании акционеров общества. Согласно час. 2 ст. 50 Закона об АО определено, что избрание членов ревизионной комиссии не может проводиться в форме заочного голосования. Члены ревизионной комиссии выбираются из кандидатур, предложенных акционерами.

В соответствии со ст. 53 Закона об АО, акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе выдвинуть кандидатов в ревизионную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав этого органа. Такое предложение должно поступить в общество не позднее 30 дней после окончания финансового года. Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров дополнительно определено, что при выдвижении кандидатов в ревизионную комиссию (ревизоры) может прилагаться письменное согласие выдвигаемого кандидата и сведения о кандидате.

При избрании членов ревизионной комиссии существует ограничение, предусмотренное абз.

2 п. 6 ст.85 Закона об АО, устанавливающее, что акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также лицам, занимающим должности в органах управления обществом, не участвуют в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии. Согласно п. 2 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

в открытых акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»), Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации назначают своего представителя в ревизионную комиссию.

Так как избрание членов ревизионной комиссии, согласно п.

1 ст. 47 Закона об АО, это вопрос повестки дня годового собрания акционеров, то из этого следует, что ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается сроком на 1 год.

Таким образом, в зависимости от организационно правовой формы общества и ее функций выбирается численный состав ревизионной комиссии. Компетенция ревизоров определяется высшим органом управления и закрепляется в уставе, а так же детализируется в положении о ревизионной комиссии. Как уже было сказано выше задачи ревизионной комиссии, определяются законодательством и высшим органом управления.

Как уже было сказано выше задачи ревизионной комиссии, определяются законодательством и высшим органом управления. Но планы и порядок ревизионной комиссии утверждается председателем ревизионной комиссии, и прописываются в положении о ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия несет ответственность перед общим собранием за качество и своевременность выполнения своих служебных функций и полномочий. Только проведение систематического анализа хозяйственной деятельности общества, наряду с контролем основных финансовых показателей общества и причин их изменения, позволяет говорить о работе ревизионной комиссии в обществе.

Для обществ, работающих в различных отраслях хозяйственной деятельности, тем не менее могут быть определены общие финансовые показатели, которые обязательно должны контролироваться ревизионной комиссией.

Это величина получаемой ежеквартально прибыли обществом, себестоимость единицы изготовленной продукции, количество реализованных единиц, величина заработной платыработников общества и аналогичные параметры. Все это позволит ревизионной комиссии общества действительно и в полном объеме выполнять свои функции, которые ей предусмотрены законодательством.

В отчетных документах ревизионной комиссии не должно быть общих и пустых фраз типа «не соответствует действительности» и т.п., а должны содержаться конкретные описания нарушений законодательства, нормативно-правовых актов, устава, положений, правил и инструкций общества работниками общества и должностными лицами. Только такая работа ревизионной комиссии общества окажет действительную помощь руководству общества, так как позволит своевременно выявлять нарушения в финансово-хозяйственной деятельности общества. Ведь вся деятельность ревизионной комиссии должна быть направлена на обеспечение доверия к обществу, к его финансовой отчетности и обеспечивать защиту капиталовложений и активов общества.

Даю своё согласие на обработку персональных данных Подписаться

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 19 июля 2018 г. — от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ 2. ревизионной комиссии общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Ревизор в ООО: всё под контролем

Для контроля финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью общим собранием участников избирается ревизор.

Его функции также могут выполнять утвержденный общим собранием аудитор (физическое лицо или аудиторская организация), не связанный имущественными интересами с обществом, член совета директоров, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или участник общества. Хотя ревизор не является органом управления, не осуществляет самостоятельную организационную и исполнительно-распорядительную деятельность, а реализует лишь одну специфическую функцию — контроль финансово-хозяйственной деятельности общества (внутренний аудит), но его права и обязанности достаточно обширны.

Ревизор избирается на срок до следующего очередного общего собрания из числа кандидатур, предложенных участниками общества. С избранным ревизором заключается договор.

Полномочия ревизора прекращаются с даты принятия общим собранием одного из решений, связанных:

  1. принятием решения о досрочном прекращении полномочий ревизора (датой прекращения полномочий считается день их приобретения вновь избранным ревизором);
  2. истечением срока полномочий — они прекращаются в день приобретения полномочий вновь избранным ревизором;
  3. невозможностью исполнения ревизором своих обязанностей по различным причинам. В этой ситуации полномочия прекращаются в день получения обществом письменного заявления ревизора;
  4. с ликвидацией, реорганизацией или началом процедуры банкротства ревизора. Датой прекращения полномочий в этом случае является день принятия решения о ликвидации, реорганизации, банкротстве;
  5. иными причинами, объективно не позволяющими ревизору выполнять свои обязанности добросовестно и в полном объеме, с соблюдением интересов общества и его участников.

В уставе ООО целесообразно установить правило, согласно которому ревизор вправе в любое время по собственной инициативе провести проверку определенной сферы или всей финансово-хозяйственной деятельности общества. Указанные действия он обязан также совершить согласно решению общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию участников, обладающих определенным в уставе количеством голосов (долей в уставном капитале).

Также в уставе можно указать, что расходы на проведение проверки, осуществляемой по требованию участников, несут ее инициаторы, если общее собрание не сочтет необходимым произвести эти расходы за счет общества. Избрание ревизора является обязательным только в обществах, насчитывающих свыше 15 участников. Остальные общества не обязаны формировать данный орган, хотя при желании могут это сделать.

Правила избрания ревизора, срок его полномочий, порядок работы и прочие вопросы могут быть прописаны в уставах обществ, для которых его создание обязательно, а также принявших соответствующее решение. Для сравнения отметим, что в отличие от ООО все акционерные компании обязаны избирать ревизора или ревизионную комиссию.

Как правило, внутренним документом ООО, регламентирующим порядок работы ревизионного органа, является положение о ревизоре. В нем, как правило, устанавливаются общие положения о ревизоре, сроке его полномочий, оплате труда, правах и обязанностях, недобросовестных действиях, влекущих освобождение ревизора от должности, а также регулируются иные отношения по усмотрению участников обще­ства. Круг прав и обязанностей В обязанности ревизора входят:

  1. оценка достоверности данных, включаемых в годовой отчет, годовую бухгалтерскую и финансовую отчетность общества, а также в отчетную документацию для налоговых, статистических и иных государственных органов;
  2. проверка правомочности решений, принятых советом директоров, единоличным исполнительным органом и ликвидационной комиссией, их соответствия уставу и решениям общего собрания;
  3. анализ соответствия решений, принятых общим собранием участников, Федеральному закону от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также положениям устава;
  4. проверка правильности распределения прибыли, в том числе целевых фондов;
  5. соблюдение коммерческой тайны общества, в том числе в отношении сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), к которой ревизор имеет доступ в связи с исполнением своих обязанностей.
  6. ревизия финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности за год, а также в любое время по требованию лиц, имеющих право требовать ее проведения;
  7. проверка своевременности и правильности платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, погашения прочих обязательств общества;
  8. проверка правильности исполнения бюджетов;
  9. требование созыва заседаний совета директоров (при наличии данного органа в обществе), а также внеочередного общего собрания участников в случаях выявления нарушений финансово-хозяйственной деятельности или наличия угрозы интересам общества, требующих принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов;
  10. своевременное информирование общего собрания участников, совета директоров и единоличного исполнительного органа о результатах проведенных ревизий (в форме заключения или акта);
  11. фиксация выявленных в ходе ревизий нарушений нормативно-правовых актов, устава, положений, правил и инструкций общества работниками и органами управления;
  12. проверка иной финансовой документации и бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества; сравнение указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета; анализ правильности и полноты ведения бухгалтерского, налогового, финансового, управленческого и статистического учетов;
  13. проверка полномочий единоличного исполнительного органа по заключению договоров от имени общества;
  14. анализ финансового положения общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, чистых активов и уставного капитала; выявление резервов улучшения экономического состояния общества; рекомендации органам управления;
  15. проверка годового отчета и бухгалтерского баланса до их утверждения общим собранием;

Кроме того, на ревизора может быть возложена обязанность присутствовать на общих собраниях и давать необходимые разъяснения по вопросам участников.

Ревизор несет полную ответственность за результаты проводимых ревизий, за недобросовестное или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе за утерю, повреждение или фальсификацию полученных документов и материалов; разглашение сведений, являющихся секретом производства (при условии ознакомления под роспись с положением общества о коммерческой тайне); отказ от исполнения своих обязанностей без уважительной причины и (или) несвоевременное представление актов и заключений органам управления.

При исполнении своих обязанностей ревизор имеет право:

  1. в случае необходимости обращаться к единоличному исполнительному органу с ходатайством о привлечении к проведению проверки специалистов по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности общества.
  2. требовать созыва заседания совета директоров, предусмотренного уставом;
  3. требовать предоставления устных или письменных объяснений членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, а также любых работников общества по вопросам, отнесенным к компетенции ревизора;
  4. ставить перед органами управления вопрос об ответственности работников в случае выявления нарушений ими положений устава, а также внутренних документов общества;
  5. требовать от работников и членов органов управления представления документов финансово-хозяйственной деятельности общества;
  6. требовать созыва общего собрания участников в порядке, предусмотренном законодательством и уставом;
  7. в любое время проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей соответствующей документации;

В ходе проверки ревизор обязан соблюдать порядок, доку­ментально установленный обществом и утвержденный общим собранием (например, положение о ревизоре). Ежегодная обязательная ревизия финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности за истекший финансовый год. Ревизор представляет в совет директоров заключение по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества за год, а также заключение, подтверждающее или опровергающее достоверность данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности, не позднее чем за 40 дней до проведения очередного (годового) общего собрания участников.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности, не являющаяся ежегодной, проводится в любое время с учетом требований, установленных внутренними документами общества.

Она может быть инициирована самим ревизором, а также членом совета директоров или участниками общества, обладающими в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов. При проведении проверок ревизор обязан изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету ревизии. Итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности оформляются актом или заключением.

Инициаторы ревизии вправе в любой момент до принятия ревизором решения о ее проведении отозвать свое требование, письменно уведомив об этом ревизора. Порядок выдвижения требования о проведении ревизии В случае проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности общества по требованию участника или члена совета директоров инициатор направляет ревизору письменное требование, содержащее:

  1. сведения о размере принадлежащих ему (им) долей в уставном капитале;
  2. мотивированное обоснование требования.
  3. ФИО (наименование) лица, инициирующего ревизию;

Документ подписывается инициатором проведения ревизии или его уполномоченным представителем (с приложением доверенности). Если инициаторами выступают участники-юридические лица, подпись представителя, действующего в соответствии с уставом без дове­ренности, заверяется печатью данной организации.

Если требование подписано представителем юрлица, действующим от его имени по доверенности, последнюю необходимо приложить к требованию. Требование направляется обществу почтой (заказным письмом с уведомлением) или передается на имя ревизора. Дата предъявления требования определяется по дате его поступления или передачи в общество.

По итогам рассмотрения требования ревизор вправе вынести мотивированный отказ от проведения проверки либо назначить ее в срок, установленный внутренними документами общества.

Отказ от ревизии возможен в следующих случаях: • лица, предъявившие требования, не обладают таким правом; • инициаторы проведения ревизии не обладают необходимым числом голосов; • в требовании не указан мотив проверки; • по фактам, являющимся моти­вами проведения ревизии, проверка проводилась ранее, о чем имеется утвержденное заключение ревизора; • требование не соответствует внутренним документам общества (они должны содержать условия предъявления требования о проведении ревизии одним и тем же лицом в срок не чаще, чем раз в месяц либо в квартал). Внеочередное собрание по инициативе ревизора Если ревизор выдвигает требование о созыве внеочередного общего собрания участников, оно оформляется письменно, подписывается ревизором, адресуется исполнительному органу и направляется в общество заказным письмом с уведомлением о вручении. Дата предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания определяется по дате его вручения председателю совета директоров.

Такое требование должно содержать:

  1. форму проведения собрания;
  2. обоснование предъявления требования о рассмотрении предлагаемых вопросов общим собранием;
  3. формулировки решений по предложенным вопросам;
  4. адрес, по которому следует направить копию решения о проведении или отказе в проведении внеочередного общего собрания с предложенной ревизором повесткой дня.
  5. формулировку вопросов повестки дня,

Если в течение пяти дней с момента получения требования ревизора совет директоров не примет решение о проведении внеочередного собрания либо откажет в его проведении, собрание может быть созвано ревизором в порядке, предусмотренном законодательством.

Выдвижение требования о созыве совета директоров Наряду с участниками общества ревизор также вправе выдвинуть требование о созыве заседания совета директоров. Осуществляется это следующим образом.

Требование о созыве заседания совета директоров подписывается ревизором и направляется на имя председателя совета заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручается под роспись. Дата предъявления требования определяется по дате его вручения председателю совета директоров. Оно должно поступить в общество не позднее срока, определенного внутренними документами.

В требовании необходимо указать:

  1. адрес, по которому следует направить уведомление ревизору о принятом решении о проведении (или отказе в проведении) заседания совета с предложенной повесткой дня.
  2. проект решения по вопросам повестки дня;
  3. вопросы повестки дня заседания;
  4. обоснование по каждому вопросу;
  5. предполагаемую дату проведения заседания;

Председатель совета директоров обязан уведомить ревизора о принятом решении.

Предъявление требований к членам органов управления и работникам Для подготовки общества к внешнему аудиту ревизор должен контролировать не только своевременность представления отчетности, но и правильность ведения бухгалтерского учета. Поэтому важно, чтобы ревизор периодически анализировал:

  1. правильность денежной оценки товарно-материальных ценностей;
  2. соответствие данных бухгалтерского учета данным баланса и годового отчета, представленных участникам общества;
  3. правильность определения прибыли.
  4. правильность применения плана счетов и ведения бухгалтерского учета;
  5. организацию документооборота и своевременность поступления в бухгалтерию первичных учетных документов;

Проводя проверку, ревизор вправе требовать от членов совета директоров, единоличного исполнительного органа и работников необходимые пояснения в устной или письменной форме по вопросам, отнесенным к компетенции ревизора, а также предоставления документов финансово-хозяйственной деятельности общества. Требование о предоставлении документов финансово-хозяйственной деятельности составляется в письменной форме, подписывается ревизором и вручается под роспись соответствующему члену органа управления или работнику.

Копия требования вручается лично под роспись единоличному исполнительному органу. Дата предъявления требования определяется по дате его вручения лицу, которому оно адресовано. Требование ревизора должно содержать формулировки вопросов, по которым необходимо предоставить объяснения, с указанием формы (письменная и (или) устная), либо перечень запрашиваемых документов.

При проведении проверки ревизор составляет ряд документов, а именно:

  1. акты по результатам текущих (не ежегодных) проверок (ревизий);
  2. заключения по результатам проверки годового отчета и бухгалтерского баланса.

В актах ревизора по результатам проверок (ревизий) указываются:

  1. указание на лиц, допустивших нарушение законодательства, нормативных правовых актов, требований устава и внутренних документов.
  2. основание;
  3. описание выявленных нарушений законодательства, нормативных правовых актов, требований устава и внутренних документов;
  4. место и время проведения;

Заключения ревизора должны содержать:

  1. выводы о соблюдении или нарушении законодательства, нормативных правовых актов, устава и внутренних документов общества;
  2. полученные отказы в предоставлении информации (документов и материалов);
  3. описание нарушений законодательства, нормативно-правовых актов, устава, положений, правил и инструкций общества работниками и должностными лицами;
  4. оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности;
  5. сведения о привлечении к работе ревизора специалистов по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, не занимающих должностей в обществе, о заключении с ними договоров и их исполнении.
  6. сведения о письменных объяснениях единоличного исполнительного органа, членов совета директоров, работников;
  7. требования о предоставлении информации (документов и материалов), заявленной в ходе проверки (ревизии) органам общества и работникам;
  8. сведения о требованиях ревизора, касающихся созыва заседаний совета директоров и внеочередного общего собрания участников;
  9. сведения о письменных объяснениях единоличного исполнительного органа, членов совета директоров, должностных лиц и работников;

Документы подписываются ревизором и не нуждаются в скреплении печатью.

Оригиналы документов ревизор передает единоличному исполнительному органу на хранение, о чем составляется акт. Общество обязано хранить их по месту нахождения единоличного исполнительного органа (соответствующим приказом назначается лицо, ответственное за учет и хранение оригиналов документов ревизора, а при отсутствии такого лица данная обязанность возлагается на единоличный исполнительный орган).

Акты и заключения ревизора по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества составляются в трех экземплярах, два из них после окончания проверки передаются председателю совета директоров и инициатору ревизии.

Ревизор самостоятельно хранит следующие документы:

  1. копии письменных отказов ревизора в проведении проверки (ревизии);
  2. письменные отказы работников предоставить документы и (или) пояснения.
  3. копии требований о проведении проверки (ревизии) и уведомления об их вручении;
  4. требования ревизора о предоставлении документов и (или) пояснений;

Общество в лице единоличного исполнительного органа обеспечивает участникам доступ к документам ревизора и по соответствующему запросу предоставляет их копии. В период исполнения обязанностей ревизору может выплачиваться вознаграждение и (или) компенсация сопутствующих расходов. Размер вознаграждения и (или) компенсации устанавливает орган общества, который согласно уставу наделен данными полномочиями.

Выплата вознаграждения (компенсации) производится в размере и в сроки, установленные решением совета директоров.

Подготовка и планирование ревизии Ревизор разрабатывает программу проверки, которая может содержать следующие разделы:

  1. вопросы, подлежащие проверке,
  2. состав участников,
  3. цель,
  4. формы документального оформления проверки.
  5. сроки и место исполнения,
  6. средства и условия, необходимые для проведения ревизии,

Программа разрабатывается на основе действующего нормативного материала и опыта ревизора. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений деятельности организации, поэтому при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов. В зависимости от полноты проверки деятельности общества ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.

Комплексными являются ревизии, в ходе которых проверяются все стороны деятельности общества, включая производственную и финансово-хозяйственную. Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кроме ревизора входят специалисты в области экономики и технологии производства, организации труда и прочих вопросах производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Участие в комплексной ревизии таких специалистов позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Некомплексной называют проверку, проводимую одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учету и финансам), в ходе которой проверяется только финансово-хозяйственная деятельность общества. Такие ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными проверками.

В зависимости от полноты проверки финансово-хозяйственных операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные и комбинированные:

  1. при сплошных ревизиях проверяются все без исключения хозяйственные операции за весь ревизионный период, записи в учетных регистрах, отчетные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоемкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления;
  2. комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности общества проверяются выборочно, другие – сплошным способом (последним проверяются кассовые операции и расчеты с подотчетными лицами, все другие хозяйственные операции – выборочно). Однако если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьезные нарушения финансовой или расчетно-платежной дисциплины, по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учетных регистрах.
  3. выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов только за период, заранее намеченный ревизором, то есть за определенные промежутки времени внутри ревизионного периода;
Рекомендуем прочесть:  Договор ооо с управляющим ооо

Составленный по результатам ревизии акт является хорошим подспорьем при разработке мероприятий, направленных на устранение выявленных недо­статков производственно-хозяйственной деятельности предприятий и мобилизацию внутрипроизводственных резервов.

Состав комиссии

Федеральным законом прописаны нормативы, по которым определяется состав комиссии. При создании ревизионной комиссии обязательно соблюдаются следующие правила, на основании которых:

  1. Решением общего собранием учредителей утверждаются кандидатуры на должность членов комиссии или ревизора.
  2. Совет директоров, руководитель или другой орган управления не входят в состав комиссии.
  3. При несоответствии указанным требованиям любой из членов комиссии исключается из ее состава.
  4. Устав определяет состав и период работы ревизионной комиссии.
  5. При отсутствии материальных интересов к владельцам или членам правления ревизором может стать аудитор.
  6. Ревизор не может входить в состав управления.

По итогу любых проверок ревизионная комиссия представляет отчет, который утверждается коллегиально или индивидуально.

Отчет обязательно содержит в себе:

  1. Заключения и выводы по факту проверки и указание всех найденных нарушений.
  2. Вид проверки,
  3. Список документации, подлежащей проверке.
  4. Рекомендации собранию учредителей при рассмотрении отчетов за год и бухгалтерии.
  5. , участвующей в проверке.
  6. Мнение члена комиссии, который не согласен с общим принятым решением.

Выполненный отчет утверждается всеми членами комиссии и предоставляется руководству организации. При проведении проверки на основании приказа, отчет содержит ответы на вопросы, которые были поставлены.

При проверке годовых отчетов или бухгалтерского баланса, отчет является обязательным приложением к этой документации. При выявленных нарушениях, которые могут носить неправомерный характер, ревизор или комиссия вправе требовать направления этих документов в правоохранительные органы для проверки. По выявлению факта недостачи, хищения и подобных нарушений отчет является доказательством.

Ревизионная комиссия: организация работы

Работой ревизионной комиссии руководит ее председатель, который избирается из состава членов комиссии. Порядок деятельности контролирующего органа определен внутренними документами Общества, в частности, Положением о Ревизионной комиссии, утвержденным общим собранием акционеров. Решения, принятые ревизионной комиссией, являются правомочными только если в ее работе принимают участие не менее 50% от общего числа участников.

В случае меньшего количества участников советом директоров созывается внеочередное собрание акционеров с целью проведения довыборов либо перевыборов членов комиссии.

Результаты проверок и решения, которые были приняты ревизионной комиссией в ходе работы, оформляются протоколом заседания и актом определенной формы в 3-х экземплярах в срок не позднее 5 рабочих дней с момента проведения заседания, которые подписываются Председателем и членами ревизионной комиссии. Любые несогласия кого-либо из членов комиссии вносятся в протокол. Все протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся в Обществе с предоставлением их по требованию его участников- акционеров.

Размер и порядок выдачи вознаграждения членам ревизионной комиссии устанавливается участниками Общества на общем собрании акционеров.

Члены ревизионной комиссии получают вознаграждение и компенсацию расходов, которые они понесли в период исполнения ими обязанностей в данной должности. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ревизионной комиссией АО, ТСЖ и других Обществ может быть проведена по итогам деятельности за 12 месяцев, и, кроме того, допускает проведение проверки по инициативе комиссии по требованию одного из акционеров, являющегося владельцем не менее 10% акций данного Общества.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности ревизионной комиссией АО, ТСЖ и других Обществ может быть проведена по итогам деятельности за 12 месяцев, и, кроме того, допускает проведение проверки по инициативе комиссии по требованию одного из акционеров, являющегося владельцем не менее 10% акций данного Общества.

Ревизия в обществе с ограниченной ответственностью (ООО)

» На чтение 3 мин.

Просмотров 224 Опубликовано 22.07.2013 Ревизии и ревизоры многим представляются как какая-то внешняя угроза, которая существенно нарушает покой предпринимателя и всего ООО в целом. Однако это утверждение с самого начала не верно. Более того, грамотно организованные ревизии гарантируют прозрачность деятельности и отсутствие «темных пятен» бизнеса, прежде всего, в глазах непосредственно самих участников ООО и предпринимателей.

Во-первых, ревизия осуществляется ревизионной комиссией.

Эта процедура, ее регулярность, необходимость и ход проверки определяется внутренними документами ООО. Само общество определяет, с какой именно целью и, соответственно, по какой схеме будет проходить проверка.

Существуют некоторые исключения: определенные сферы деятельности заставляют предпринимателей в обязательном порядке по закону организовывать комиссию ревизоров. Во всех иных случаях, которых подавляющее большинство, ревизии вовсе не обязательны.

Однако они очень даже желательны. Состав комиссии выбирается участниками общества на общем собрании всех членов. Численность ревизионной комиссии определяется в уставе ООО, а длительность самой проверки устанавливается на том же собрании участников.

Избранная комиссия будет иметь очень широкие полномочия. В частности, под ее пристальное внимание могут и должны попасть:

  1. Наблюдательный совет от общества;
  2. Совет директоров;
  3. Исполнительный орган в единоличном виде;
  4. Исполнительный орган в коллегиальном виде;
  5. Все прочие работники общества.

От этих лиц могут потребоваться устные и даже при необходимости письменные комментарии и пояснения по любому вопросу касательно деятельности общества. Любая документация, в особенности бухгалтерская и финансово-хозяйственная может быть проверена в любое время ревизионной комиссией.

Более того, обязательная бухгалтерская отчетность, которая есть в каждом обществе, должна быть проверена ревизорами. Годовые отчеты и балансовые отчетности во время ревизии находятся в свободном доступе для членов комиссии.

Интересной особенностью ревизии является следующее: эта бухгалтерская проверка осуществляется до утверждения соответствующих документов участниками общества. Если ревизоры не выскажут своего «доверия» к этой документации, руководство общества не вправе утверждать документы. Именно поэтому часто ревизия воспринимается именно как эффективная мера финансового контроля в ООО.

И хотя некоторые общества по закону должны организовывать регулярные ревизии, все же для всех остальных предприятий в законодательстве нет четких правил проведения ревизии. Результаты, которые получили ревизоры, и их заключения могут быть поданы на утверждение и оформлены в любом понятном виде: от актов до докладных записок. Причем каждый ревизор участвует в подготовке и утверждении итоговой документации.

Если хотя бы один проверяющий не подписал документы, они не считаются утвержденными. В таком особенном случае протестующий ревизор должен либо огласить причины отказа от подписания документов, либо документально изложить свои претензии в отдельном акте.

Предлагаем перейти на более свежую редакцию данной статьи — 1528.05.2013В продолжение серии статей о создании и деятельности ООО, я решил Вам рассказать об органах организации. 122.05.2013В этой статье мы расскажем о порядке создания юридического лица, такой организационно – правовой формы 5.5k.08.04.2013Регистрация общества с ограниченной ответственностью (ООО) — серьезный и ответственный шаг, к которому 111.01.2017Принципы работы общества с ограниченной ответственностью довольно простые.

Это предприятия, которые существуют © 2020 Советы юриста — АНГАРД.РФ | Авторизация * * Запомнить Генерация пароля 2Поделитесь своим мнением()| Insert

Энциклопедия решений.

Ревизионная комиссия АО

Ревизионная комиссия АО Ревизионная комиссия АО не является органом управления общества и осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью АО. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров и независима от органов управления либо должностных лиц общества .

Создание ревизионной комиссии в непубличном АО обязательно, за исключением случая, если уставом непубличного АО предусмотрено ее отсутствие.

В публичном АО ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного АО ( и Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ГК РФ). Устав публичного АО должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании, устав непубличного АО — сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии, а если ревизионная комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного общества, — сведения об этом с указанием таких случаев ( Закона об АО). Также уставом АО должна определяться компетенция ревизионной комиссии общества по вопросам, не предусмотренным об АО.

Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом АО, утверждаемым общим собранием акционеров ( Закона об АО).

В уставе и внутреннем документе могут устанавливаться требования к количественному составу ревизионной комиссии (в том числе к минимальному количеству ее членов, при достижении которого должно состоятся досрочное избрание новых членов комиссии), порядок созыва заседаний комиссии и принятия ею решений, наличие председателя комиссии и порядок его избрания, порядок оформления результатов заседания комиссии, права и обязанности членов комиссии и т.п.

Решение об утверждении такого внутреннего документа принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций АО, принимающих участие в собрании, и только по предложению совета директоров АО, если иное не установлено уставом общества (, и Закона об АО).

В отношении членов ревизионной комиссии АО установлено требование, что они не могут одновременно являться членами совета директоров АО, а также занимать иные должности в органах управления АО ( Закона об АО).

Иные требования к членам комиссии (к образованию, опыту работы и т.п.) общество вправе определить в своем уставе и внутреннем документе самостоятельно. По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей.

Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров. Соответствующее решение принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций АО, принимающих участие в собрании (, Закона об АО).

Совет директоров дает рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии АО вознаграждений и компенсаций. Решение по этому вопросу принимается большинством голосов членов совета, принимающих участие в заседании, если внутренним документом АО, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета, не предусмотрено большее число голосов для принятия соответствующих решений (, Закона об АО).

Отношения по выполнению функций члена ревизионной комиссии и выплате вознаграждения могут регулироваться специальным договором, заключенным между АО и членом ревизионной комиссии.

Однако заключение такого договора не является обязательным, поскольку об АО не содержит подобного требования. В этом случае регулирование деятельности членов ревизионной комиссии осуществляется уставом и внутренними документами АО, а вознаграждение (компенсация) выплачивается непосредственно на основании соответствующего решения общего собрания акционеров АО. Договор с членом ревизионной комиссии по своей природе является гражданско-правовым, а не трудовым договором.

Отношения между ревизионной комиссией АО и самим обществом являются гражданско-правовыми и регулируются нормами гражданского законодательства, причем существуют они вне зависимости от наличия подписанного сторонами договора ( определения КС РФ от 06.06.2016 N 1170-О, определения КС РФ от 06.06.2016 N 1169-О). Тема См. также Формы документов Практические ситуации Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. Информационный блок «Энциклопедия решений.

Корпоративное право» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО) Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства Материал приводится по состоянию на март 2020 г. См. Энциклопедии решений См. Энциклопедии решений.

Корпоративное право При подготовке «Энциклопедии решений.

Корпоративное право» использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В.

Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.

26 июня 2020 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Комиссия в законе

Ревизионной комиссии общества посвящена ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО).Такая комиссия избирается общим собранием участников ООО большинством (не менее трех четвертей) от общего числа учредителей общества согласно п. 4 ст. 11 Закона об ООО. Однако уставом общества может быть предусмотрено проведение кумулятивного ания по вопросам об избрании членов ревизионной комиссии (п.

9 ст. 37 Закона об ООО).Срок, на который она избирается, и количество ее членов определяются уставом.Согласно п.

6 ст. 32 Закона об ООО членами ревизионной комиссии не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, генеральный директор, члены коллегиального исполнительного органа общества.

При этом функции ревизионной комиссии могут быть возложены на аудитора.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Как с вами можно связаться?

Онлайн-сервис готовых правовых решений Еще нет аккаунта? Попробовать бесплатно Клиентам ilex Войти в сервис Онлайн-сервис готовых правовых решений Для чтения этого материала вам следует перейти в свой платный аккаунт ilex Отмена Перейти © ООО «ЮрСпектр» 2016-2020 Все права защищены. Информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь предоставлены Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.
Информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь предоставлены Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

Спасибо, ваше письмо отправлено. Закрыть Извините, письмо не было отправлено.

Попробуйте снова. Закрыть

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ревизионной комиссии ООО

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Петр Иванов. Я являюсь учредителем компании. Могу ли я организовать внеочередное собрание по поводу финансовой деятельности общества без ревизора?

Ответ: Здравствуйте, Петр. Согласно ФЗ № 14 от 08.02.98, вы можете быть инициатором такого мероприятия без участия ревизора, если он не состоит у вас в штате и это не определено уставом.

В противном случае отчет ревизионной комиссии ООО является основным документом, на основании которого возможна организация собрания по поводу финансовой деятельности компании за прошедший год. Мало того, согласно ст. 47 п.3 указанного закона, утверждение годового отчета и общества без заключения ревизора не допускается.

Нормативное регулирование ее деятельности

Общие правила образования и функционирования РК зафиксированы в ст.

ст. 32 и 47 Федерального закона № 14-ФЗ. Кроме того, указанные нормы регламентируют, что порядок работы комиссии или единоличного ревизора определяется уставом компании и внутрикорпоративными документами (положениями, правилами, инструкциями и т.д.).

Закон определяет, что при стандартных условиях сами учредители решают вопрос о необходимости создания РК. Если такая необходимость отсутствует, в уставе будет отсутствовать раздел, включающий комиссию в состав органов управления.

Однако в ст. 32 Закона № 14-ФЗ зафиксировано правило – создание РК и включение ее в состав органов управления ООО является обязательным, если количество учредителей (граждан и ) превысило 15. Следовательно, если в процессе деятельности произошло увеличение количества собственников свыше указанного предела, в устав необходимо внести изменения и создать ревизионную комиссию.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+