Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка

Реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка

  • Каковыфактическиеграницыземельногоучасткаистца,соответствуютлифактическиеграницыземельногоучасткаграницамэтогоучасткасогласносведениямЕГРН,правоустанавливающимдокументам,материаламмежевания?Вслучаевыявлениянесоответствийуказатьграницыиплощадьвыявленныхнесоответствий.
  • Каковыфактическиеграницыземельногоучасткаответчика,соответствуютлифактическиеграницыземельногоучасткаграницамэтогоучасткасогласносведениямЕГРН,правоустанавливающимдокументам,материаламмежевания?Вслучаевыявлениянесоответствийуказатьграницыиплощадьвыявленныхнесоответствий.
  • Вслучаеутвердительногоответанавопрос№3предложитьвариант(ты)устраненияреестровойошибки.
  • Являютсяливыявленныенесоответствияприответахнавопросы№1,№2свидетельствомналичияреестровойошибки.

Исправление реестровой ошибки в определении местоположения

Ошибка в местоположении земельного участка может возникнуть в том случае, если кадастровый инженер или геодезист, проводивший первичные работы по установлению межевых границ на местности допустил ошибку в расчетах. То есть участок законного владельца по своим координатам в реестре недвижимости может оказаться совсем в другой локации нежили его границы определены на местности посредством забора. Если никаких смежников-соседей у этого участка нет, то можно такую реестровую ошибку исправить через подготовку межевого плана на уточнение границ с согласованием данных изменений в районной администрации. Исправление реестровой ошибки и установление границ рекомендуется проводить одновременно, чтобы в дальнейшем избежать каких-либо претензий по самозахвату со стороны надзорных органов.

Если же есть смежники, то скорее всего будет иметь место наложение границ смежных земельных участков и земельный спор , который придется решать в судебном порядке.

Порядок исправления реестровой ошибки в егрн через суд или досудебное урегулирования был описан выше. В целом можно отметить, что проблемы исправления реестровых ошибок в Московской области, Ленинградской области и по России в целом сводятся к тому, что заявители пытаются их исправить в административном порядке через Росреестр, не обращаясь при этом в суд. В то же время метод судебной и досудебной защиты при наличии реестровой ошибки является достаточно эффективным, что подтверждается в том числе практическим опытом наших юристов.

Сам по себе Межевой план на исправление реестровой ошибки поданный в Росреестр без сопровождения юриста в регистрирующих органах может в конечно итоге отрицательно сказаться на ожидаемом результате работ по устранению ошибки.

Информация об изменениях:

Статья 61 дополнена частью 7.1 с 16 сентября 2020 г.

— от 17 июня 2020 г. N 150-ФЗ 7.1. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа — исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка — исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков.

В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.

Реестровая и техническая ошибка, что это?

Приобретая выписку из ЕГРН, физические или юридические лица получают сведения, внесенные в реестр. Однако, если при внесении данных в ЕГРН (ранее в ГКН – государственный кадастр недвижимости или ЕРГП – единый государственный реестр прав), были допущены ошибки, они могут повториться и в новом реестре.

На что же следует обратить внимание?

Согласно действующему законодательству ошибки в ЕГРН делятся на два вида – техническая ошибка и реестровая ошибка. Что является технической ошибкой ? Технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении регистрационных действий и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых производилась регистрация права и постановка объекта на кадастровый учет.

Как исправляется техническая ошибка ?

Исправляется техническая ошибка по решению государственного регистратора в течение трех рабочих дней со дня обнаружения такой ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН.

Что является реестровой ошибкой ?

Реестровой ошибкой является воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Реестровой ошибкой является воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Ошибка в сведениях, содержащихся в ЕГРН, о местоположении границ земельных участков (координаты земельного участка не соответствуют фактическому местоположению земельного участка) наиболее распространена среди реестровых ошибок. Каким образом выявляется реестровая ошибка ? Ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка, содержащихся в ЕГРН, может быть выявлена кадастровым инженером при проведении кадастровых работ.

Если выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы, межевой план должен содержать заключение кадастрового инженера, которое оформляется в виде связного текста. В разделе приводятся обоснования выявленных ошибок в местоположении ранее установленных границ и способы устранения ошибок.

Кадастровый инженер несёт ответственность за качество выполненных работ.

За внесение заведомо ложных сведений, в том числе и в межевой план, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, несёт административную ответственность, согласно ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ. Контроль за деятельностью кадастровых инженеров в части соблюдения ими требований, установленных законодательством, осуществляет саморегулируемая организация в сфере кадастровой деятельности, членом которой является соответствующий кадастровый инженер.

Каким образом исправляется реестровая ошибка ? Чтобы исправить реестровую ошибку необходимо обратиться с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в связи с исправлением реестровой ошибки.

Также документы, содержащие необходимые для исправления реестровых ошибок сведения, могут поступить в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия (без участия гражданина), в случае если ошибка содержалась в таких документах.

Решение об исправлении реестровой ошибки также может быть принято судом.

Во всех случаях реестровая ошибка исправляется Росреестром в течение 5 дней после поступления соответствующих документов. Вместе с тем, если исправление технической или реестровой ошибки влечет за собой прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права собственности, ситуация может быть разрешена только в судебном порядке.
Вместе с тем, если исправление технической или реестровой ошибки влечет за собой прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права собственности, ситуация может быть разрешена только в судебном порядке.

Ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Сизова Мария Сергеевна

Реестровая ошибка

Реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или предоставленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.

Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок: — путем формирования межевого или технического плана; — в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕГРН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия); — на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения). При обнаружении реестровой ошибки орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения такой ошибки. По истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя.

Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка осуществляется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка может отличаться не более чем на пять процентов. Следует отметить, что выявить и осуществить исправление реестровой ошибки в ЕГРН собственник самостоятельно не может, поскольку для этого нужны специфические знания и геодезические приборы.

Подготовкой документов для исправления реестровой ошибки занимается кадастровый инженер. Список кадастровых инженеров с наличием квалифицированного аттестата и результаты их работ можно посмотреть на сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Сервисы».

Для формирования межевого плана/технического плана по исправлению реестровой ошибки кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе «Заключение кадастрового инженера» следует обосновать наличие такой ошибки. подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения указанных выше документов.
подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения указанных выше документов.

Не выходя за границы: как исправить ошибку при пересечении границ земельных участков

В соответствии с требованиями пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) наличие пересечений границ земельного участка с границами другого земельного участка является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. До устранения пересечения границ земельного участка, в том числе, невозможно совершить и зарегистрировать сделку с таким объектом недвижимости.

Как правило, пересечение границ земельных участков — следствие ошибки, допущенной при межевании земельных участков или их государственном кадастровом учете. В случае, если пересечение границ обусловлено опиской, опечаткой, другой подобной ошибкой, допущенной органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости), сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились данные в ЕГРН, такая ошибка именуется технической.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня ее обнаружения в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случае, если пересечение границ земельных участков обусловлено ошибкой, допущенной кадастровым инженером в межевых документах при проведении кадастровых работ, которая воспроизведена в ЕГРН, такая ошибка именуется реестровой ошибкой. В соответствии с частями 3, 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка может быть исправлена по инициативе правообладателя земельного участка, органа местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах которого расположен земельный участок (при проведении комплексных кадастровых работ по межеванию земельных участков в границах определенных территорий, заказчиком по которым являются указанные публичные органы), органа регистрации прав. При этом исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

1. По инициативе правообладателя земельного участка с учетом пункта 7 части 2 статьи 14, статей 22, 43 Закона № 218-ФЗ, статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности) реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о его местоположения и площади подлежит исправлению на основании: — заявления правообладателя земельного участка и межевого плана, в котором будут содержаться сведения, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки и необходимые для ее исправления сведения, а также акт согласования местоположения границ, в том числе если требуется уточнение (исправление реестровой ошибки) сведений ЕГРН о местоположении смежных ему земельных участков; — заявления правообладателя или любого иного заинтересованного лица и межевого плана, подготовленного на основании решения суда об исправлении реестровой ошибки, а в случае, если необходимые для ее исправления сведения содержатся в решении суда – только такого заявления и решения суда без предоставления межевого документа. 2. По инициативе органов местного самоуправления, государственной власти субъекта Российской Федерации (заказчика комплексных кадастровых работ) с учетом части 2 статьи 42.1, статьи 42.4 Закона о кадастровой деятельности, части 3 статьи 19, части 3 статьи 43 Закона № 218-ФЗ реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и его площади подлежит исправлению на основании заявления заказчика комплексных кадастровых работ и карты-плана территории, составленной по итогам проведения кадастровых работ.

3. Орган регистрации прав также вправе самостоятельно исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении и площади земельного участка. В соответствии с части 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. При получении заинтересованным лицом от органа регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в орган регистрации прав за исправлением реестровой ошибки, приложив документы, указанные в пункте 1 настоящей информации.

Согласно части 7 статьи 61 Закона № 218-ФЗ по истечении трех месяцев со дня направления указанным в настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий.

На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца.

Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в , установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов. Орган регистрации прав не вправе вносить изменения в сведения ЕГРН в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка в порядке, установленном части 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, в случае, если: — имеющиеся в распоряжении органа регистрации прав документы и сведения не позволяют определить местоположение границ земельного участка с нормативно установленной точностью; — площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки будет отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на пять процентов; — исправление реестровой ошибки может повлечь прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В указанных случаях при получении заинтересованным лицом от органа регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки, содержащего информацию о невозможности определения границ земельного участка, в сведениях о местоположении которого выявлена реестровая ошибка, с указанием причин, заинтересованное лицо также вправе обратиться за исправлением реестровой ошибки, приложив документы, указанные в пункте 1 настоящей информации. Также сообщаем, что внесение сведений о местоположении и площади земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости, установленных органом регистрации прав в соответствии со статьей 61 Закона № 218-ФЗ, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании представленных собственником в орган регистрации прав документов.

Богатырева Т.А., главный специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Алтайскому краю.

С изменениями и дополнениями от:

27 октября 2016 г., 11 декабря 2017 г., 3 декабря 2020 г.

1. Порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки (далее — Порядок) определяет действия органа регистрации прав и подведомственного ему федерального государственного бюджетного учреждения, обеспечивающие в случаях, установленных , , , , и Федерального закона от 13 июля 2015 г.
1. Порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки (далее — Порядок) определяет действия органа регистрации прав и подведомственного ему федерального государственного бюджетного учреждения, обеспечивающие в случаях, установленных , , , , и Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон), исправление ошибок в местоположении границ лесных участков, земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств (далее — реестровая ошибка), включающие в том числе действия по определению координат характерных точек таких границ, а также контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).

2. В случае выявления органом регистрации прав реестровой ошибки, указанной в и Закона, должностное лицо, выявившее такую ошибку, в том числе по заявлению правообладателя земельного участка, готовит решение о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии с описанием местоположения границ земельного или лесного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН. 3. В решении о необходимости устранения реестровой ошибки, указанной в или Закона, приводится: дата выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки; кадастровые номера, содержащиеся в ЕГРН значения площади и сведения о категории земель земельных и (или) лесных участков, в описании границ которых выявлена реестровая ошибка, а также в отношении земельных участков, указанных в Закона, — сведения о расположении земельного участка в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия (при наличии в ЕГРН сведений о таких границах) либо сведения об отсутствии на земельном участке (согласно сведениям ЕГРН) объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы, если земельный участок согласно сведениям ЕГРН (правоустанавливающим или правоудостоверяющим документам) относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, либо сведения о наличии в ЕГРН сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации, если земельный участок согласно сведениям ЕГРН (правоустанавливающим или правоудостоверяющим документам) относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется от 24 июля 2002 г.

Рекомендуем прочесть:  Куда идет земельный налог

N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

(сведения о результатах проведения государственного земельного надзора при необходимости запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия); срок представления (направления) в орган регистрации прав уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, — в случае выявления органом регистрации прав пересечения границ лесных участков с границами земельных участков, указанных в Закона, права на которые зарегистрированы до 1 января 2016 г.; срок, в течение которого в соответствии с Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, должен представить в орган регистрации прав предложения об устранении противоречий в содержащихся в ЕГРН сведениях о лесных участках. 4. При выявлении реестровой ошибки в случае, указанном в Закона, в решении о необходимости устранения реестровой ошибки приводятся: дата обнаружения такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в ЕГРН сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки; кадастровый номер и площадь земельного участка, в описании границ которого выявлена реестровая ошибка; кадастровый номер лесного участка, со сведениями о котором подлежат приведению в соответствие описание местоположения и площадь земельного участка.

5. При выявлении реестровой ошибки в виде пересечения границ лесного участка с границами иных лесных участков в случае, указанном в Закона, одновременно с решением о необходимости устранения реестровой ошибки подготавливаются предложения органа регистрации прав о лесных участках, подлежащих снятию с государственного кадастрового учета, в том числе с одновременной государственной регистрацией прекращения права (далее — предложения о лесных участках).

В предложениях о лесных участках в отношении каждого лесного участка приводятся: а) кадастровый номер и площадь пересекающегося лесного участка; б) кадастровый номер и площадь иного лесного участка, с границами которого выявлено пересечение; в) адрес (местоположение) пересекающегося и иного лесного участка; г) сведения о наличии или отсутствии описания местоположения границ пересекающегося лесного участка в виде списка координат характерных точек его границ; д) сведения о наличии или отсутствии зарегистрированных в ЕГРН прав (ограничений прав) на пересекающийся лесной участок, предлагаемый к снятию с государственного кадастрового учета; е) процент совпадения площади пересекающегося лесного участка с площадью иного лесного участка в целых числах без применения математического округления при их вычислении; ж) указание, в чем состоит исправление такой ошибки: слова

«снятие с государственного кадастрового учета лесного участка с кадастровым номером_________»

— в случае, предусмотренном Закона; слова «изменение местоположения границ и (или) площади лесного участка с кадастровым номером__________» — в случае, предусмотренном Закона; з) значение площади лесного участка, определенное с учетом значений координат характерных точек границ такого участка, предлагаемых органом регистрации прав для исправления реестровой ошибки; и) предельная допустимая погрешность определения площади.

6. При выявлении органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, указанной в Закона, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, должностное лицо органа регистрации прав, выявившее такую ошибку, готовит письмо-поручение об определении местоположения границ земельного(-ых) участка(-ов), границ (частей границ) муниципального образования, населенного пункта, территориальной(-ых) зоны (зон), лесничества, в целях исправления соответствующей реестровой ошибки в порядке и при соблюдении условий, установленных или , и Закона. Подготовка письма-поручения осуществляется также в случае, если в межевого плана «Заключение кадастрового инженера», представленного в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка (земельных участков) или о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав одновременно, в соответствии с требований к подготовке межевого плана, утвержденных Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г.

N 921 (далее — Требования N 921), содержатся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных в ходе кадастровых работ ошибок, если выявленные при кадастровых работах ошибки представляют собой: 1) разрывы между границами земельных участков, если исходя из фактического местоположения границ такие земельные участки являются смежными; 2) пересечения или наличие общих частей границ земельного участка — объекта кадастровых работ с границами земельного участка, который по результатам обследования на местности не является смежным с объектом кадастровых работ; 3) пересечения и (или) разрывы между границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, а также пересечения с границами земельных участков; 4) несоответствия сведений ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств описаниям таких границ, предусмотренных , , Градостроительного кодекса Российской Федерации , Лесного кодекса Российской Федерации ; 5) несоответствие указанного в ЕГРН значения площади земельного участка значению площади этого земельного участка, вычисленному в соответствии с координатами характерных точек его границ, в том числе в связи с необходимостью изменения в соответствии с Закона сведений о местоположении границ смежного по отношению к объекту кадастровых работ земельного участка. Письмо-поручение не подготавливается в случае, если в межевом плане, указанном в настоящего пункта, содержатся предусмотренные Требований N 921 результаты необходимых измерений и вычислений в отношении описания местоположения границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств со значениями координат характерных точек указанных границ. В данном случае для исправления реестровой ошибки используются приведенные в межевом плане сведения о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, позволяющие исправить реестровую ошибку.

7. В письме-поручении указываются: дата выявления реестровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных; кадастровые номера земельных участков (в описании границ которых органом регистрации прав выявлена реестровая ошибка, указанная в Закона), а также смежных и (или) несмежных с ними земельных участков, изменение границ которых требуется для обеспечения исправления реестровой ошибки, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в случае если имеются основания полагать наличие реестровой ошибки в содержащемся в ЕГРН описании местоположения таких объектов недвижимости, препятствующем устранению выявленной реестровой ошибки; реестровые номера границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в описании местоположения границ которых содержатся реестровые ошибки; иные сведения, необходимые для определения координат характерных точек границ и (или) контуров. Письмо-поручение направляется в подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение.

8. На основании письма-поручения подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в соответствии с Закона определяет координаты характерных точек границ и площадь земельных участков, в описании границ которых органом регистрации прав выявлена реестровая ошибка, а также координаты характерных точек границ смежных и (или) несмежных с ними земельных участков, в том числе не указанных в письме-поручении, координаты характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, координаты характерных точек границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в том числе не указанных в письме-поручении, с целью обеспечения исправления реестровых ошибок, выявленных органом регистрации прав.

9. Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в срок не более двух месяцев подготавливает в электронном виде один из следующих документов, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого учреждения: отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств (далее — Отчет); заключение о невозможности определения характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в соответствии с решением о необходимости устранения реестровой ошибки с указанием причин. 10. В Отчете помимо реквизитов и информации, содержащихся в письме-поручении, в соответствии с которым подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение определяло координаты характерных точек границ и (или) контуров, приводятся: кадастровые номера объектов недвижимости, координаты характерных точек границ или контуров которых были определены подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением; реестровые номера границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, координаты характерных точек границ (частей границ) которых были определены подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением; значения координат характерных точек границ каждого земельного участка, части такого земельного участка, границ (частей границ) муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, обеспечивающие исправление реестровой ошибки, указанной в Закона, определение которых осуществлено с учетом приведенных в приложении к Порядку требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении органом регистрации прав реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков, установлении описания местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке; значения координат характерных точек границ каждого смежного и (или) несмежного земельного участка, части такого земельного участка, характерных точек контуров каждого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, определение которых осуществлено дополнительно в соответствии с Закона для обеспечения исправления выявленной органом регистрации прав реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка (земельных участков) с учетом приведенных в приложении к Порядку требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении органом регистрации прав реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков, установлении описания местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке; средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек границ земельных участков, частей земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (Mt); значение площади земельных участков, частей земельных участков, содержащееся в ЕГРН, и значение площади в соответствии со значениями координат характерных точек границ таких земельных участков, предлагаемых для исправления реестровой ошибки; погрешность (фактическая) определения площади; реквизиты документов, подтверждающих право на земельный участок и выданных (полученных) до вступления в силу от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее — Закон о регистрации), и (или) иных документов, использованных при определении координат характерных точек границ; сведения о геодезической основе, использованной при определении координат характерных точек границ или контуров, о пунктах государственной геодезической сети или геодезической сети специального назначения, созданной в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (система координат, название пункта и тип знака геодезической сети, класс геодезической сети, координаты пунктов), а также о приборах, с помощью которых выполнялись измерения, — в случае применения для определения координат геодезического метода, метода спутниковых геодезических измерений (определений); сведения о картографической основе ЕГРН и (или) иных картографических материалах, материалах дистанционного зондирования земли (дата создания, масштаб картографической основы ЕГРН, система координат), с использованием которых были определены координаты в случае применения для определения координат картометрического, фотограмметрического методов; иные необходимые для исправления реестровых ошибок сведения. 11. Обязательным приложением к Отчету является схема границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в описании местоположения которых выявлена реестровая ошибка (далее — Схема границ).

На Схеме границ отображаются: кадастровые номера земельных участков, в описании местоположения границ которых органом регистрации прав выявлена реестровая ошибка, земельных участков, местоположение границ которых определено подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением, кадастровые номера зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, местоположение которых на земельных участках определено подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением, реестровые номера границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в описании местоположения границ которых органом регистрации прав выявлена реестровая ошибка; местоположение границ земельных участков на основании сведений о координатах характерных точек их границ, содержащихся в ЕГРН и в описании которых выявлена реестровая ошибка, а также частей земельных участков; местоположение границ земельных участков, частей земельных участков, предлагаемых для исправления реестровой ошибки, в том числе определенных в соответствии с Закона; местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, содержащееся в ЕГРН и установленное в целях исправления реестровой ошибки; местоположение границ (частей границ) муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, в описании которых выявлена реестровая ошибка и установленное в целях исправления реестровой ошибки.

12. Отчет или заключение о невозможности определения координат характерных точек границ и (или) контуров подготавливается в виде электронного документа в определяемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии форме и формате, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, подведомственного органу регистрации прав федерального государственного бюджетного учреждения, и направляется в орган регистрации прав. Схема границ оформляется в масштабе, позволяющем отобразить взаимное местоположение границ земельных участков, частей земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества и обеспечивающем качество (читаемость) изображения. 13. На основании Отчета или заключения о невозможности определения координат характерных точек границ и (или) контуров или межевого плана, указанного в Порядка орган регистрации прав готовит решение о необходимости устранения реестровой ошибки и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам (правообладателям всех объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых требуется внести изменения в связи с устранением реестровых ошибок) или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

14. В решении о необходимости устранения реестровой ошибки, указанной в Закона, приводится: дата выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки; кадастровый номер, содержащиеся в ЕГРН значение площади и категория земель земельного участка, в описании границ которого выявлена реестровая ошибка, а также значение площади в соответствии со значениями координат характерных точек границ таких земельных участков, предлагаемых для исправления реестровой ошибки; реестровый номер границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, если реестровая ошибка содержится в описании таких границ; срок и порядок представления (направления) в орган регистрации прав документов, необходимых для устранения такой ошибки (в порядке государственного кадастрового учета в связи с изменением основных сведений о земельном участке (уточнением границ земельного участка) или в порядке межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренного Закона) — три месяца со дня направления решения о необходимости устранения выявленной органом регистрации прав реестровой ошибки, указанной в Закона; информация о том, что собственник земельного участка, в описании границ которого выявлена реестровая ошибка, вправе представить в соответствии с Закона заявление о продлении срока представления (направления) в орган регистрации прав документов, необходимых для устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, не более чем на три месяца; информация о праве органа регистрации прав внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка, в описании границ которого выявлена реестровая ошибка, без согласия его правообладателя, если необходимые для исправления такой ошибки документы не будут представлены в установленный Закона срок; информация о праве органа регистрации прав внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ (части границ) муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, в описании границ которых выявлена реестровая ошибка, если необходимые для исправления такой ошибки документы не будут представлены в орган регистрации прав в порядке, предусмотренном Закона, в установленный Закона срок; информация об отсутствии препятствий для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов (заявления, межевого или технического плана), представленных в орган регистрации прав собственником объекта недвижимости, после внесения в ЕГРН таким органом сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке, установленных органом регистрации прав в результате исправления реестровой ошибки в местоположении указанных границ.

Обязательным приложением к решению о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка является Схема границ.

15. Орган регистрации прав по истечении срока, указанного в Порядка, в случае непредставления заявителем документов, необходимых для исправления указанной в Закона реестровой ошибки, на основании Отчета или межевого плана, указанного в Порядка, в котором содержатся предусмотренные Требований N 921 результаты необходимых измерений и вычислений в отношении описания местоположения границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств со значениями координат характерных точек указанных границ, вносит в ЕГРН сведения о местоположении границ (частей границ) и площади земельных участков и их частей, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, о местоположении границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, обеспечивающие исправление указанной реестровой ошибки, предусмотренной Закона.

16. Решение о необходимости устранения реестровой ошибки и предложения о лесных участках оформляются в виде электронного документа, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав. Решение о необходимости устранения реестровой ошибки и предложения о лесных участках оформляются органом регистрации прав в виде бумажного документа при отсутствии технической возможности их направления в орган, указанный в Закона, в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Решение о необходимости устранения реестровой ошибки, указанной в Закона, оформляется органом регистрации прав в виде бумажного документа при отсутствии в реестре прав сведений об адресе электронной почты правообладателя земельного участка или при отсутствии технической возможности его направления в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Соответствующие решения о необходимости устранения реестровой ошибки и предложения о лесных участках направляются с учетом положений Закона лицам, указанным в и , Закона, по адресу электронной почты (при наличии в ЕГРН такого адреса), в порядке межведомственного информационного взаимодействия или по почтовому адресу.

17. В федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН указываются сроки реализации мероприятий по устранению реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества: три месяца со дня направления решения о необходимости устранения указанной в и Закона реестровой ошибки для поступления уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок, указанный в Закона; пятнадцать дней со дня направления решения о необходимости устранения указанной в Закона реестровой ошибки и предложений органа регистрации прав в отношении пересекающихся лесных участков для представления предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об устранении противоречий в содержащихся в ЕГРН сведениях о лесных участках; три месяца со дня направления решения о необходимости устранения указанной в Закона реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка для представления (направления) в орган регистрации прав документов, необходимых для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка; срок изменяется (увеличивается) в случае представления заявления собственника земельного участка о продлении срока представления (направления) в орган регистрации прав документов, необходимых для исправления ошибки в местоположении границ земельного участка, на указанный в заявлении срок, но не более чем на три месяца; три месяца со дня направления решения о необходимости устранения указанной в Закона реестровой ошибки в местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств для представления (направления) в орган регистрации прав документов, необходимых для исправления такой реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. 18. Течение указанных в Порядка сроков прекращается: при поступлении уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок, указанный в Закона, либо об отказе от такого обращения; при представлении предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об устранении противоречий в содержащихся в ЕГРН сведениях о лесных участках в случаях, указанных в , , Закона; при внесении органом регистрации прав данных об изменении сведений об объекте недвижимости в связи с исправлением реестровой ошибки, указанной в Закона, на основании представленных правообладателем земельного участка документов для государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с целью исправления реестровой ошибки; при внесении органом регистрации прав данных об изменении местоположения границ (частей границ) муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества в связи с исправлением реестровой ошибки, указанной в Закона, на основании представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов; при поступлении вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения о необходимости устранения реестровой ошибки, указанной в Закона, или при поступлении вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки и необходимых для этого документов, содержащих обеспечивающие исправление такой ошибки сведения; в связи с окончанием установленного Законом периода времени. 19. Изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади лесных участков или снятие с государственного кадастрового учета лесных участков с одновременной государственной регистрацией прекращения права, ограничения права на него, обременения лесных участков, указанных в Закона, при исправлении реестровых ошибок, в том числе по заявлению правообладателей земельных участков, в установленных Закона случаях осуществляется на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и содержащихся в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков.

20. Изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади лесных участков или снятие с государственного кадастрового учета лесного участка с одновременной государственной регистрацией прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка в случаях, установленных , Закона, при исправлении реестровой ошибки осуществляется на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, содержащихся в ЕГРН сведений о местоположении границ лесных участков и предложений о лесных участках, согласованных в порядке, установленном Закона, либо на основании представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, предложений об устранении противоречий в содержащихся в ЕГРН сведениях о лесных участках.

21. Одновременно с изменением указанных в и Порядка сведений ЕГРН о лесных участках орган регистрации прав в соответствии с Закона вносит изменения в сведения о местоположении границ (частей границ) соответствующих лесничеств. 22. Изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в Закона, осуществляется соответственно на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и одного из следующих документов: Отчета, представленного с заявлением межевого плана, представленных в установленном Закона порядке документов. Изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей) при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в Закона, осуществляется в отношении указанных в Отчете земельных участков, за исключением сведений о земельных участках, внесение в ЕГРН сведений о которых повлечет пересечение границ или необходимость изменения описания местоположения границ земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в течении срока, указанного в Порядка.

Изменение сведений ЕГРН о местоположении контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых внесены в ЕГРН, при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в Закона, осуществляется на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и Отчета. 23. Внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке, установленных органом регистрации прав в результате исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов, представленных в орган регистрации прав собственником указанных земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства после внесения таким органом сведений о местоположении границ земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.

24. Внесение изменений в сведения реестра объектов недвижимости о местоположении границ и площади лесных участков, включая снятие с государственного кадастрового учета и (или) погашение записей реестра прав в установленных и Закона случаях, осуществляется в течение: пяти рабочих дней со дня принятия решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ лесного или земельного участка, в случаях, предусмотренных и Закона; пяти рабочих дней со дня наступления обстоятельств, указанных в Закона; семи рабочих дней со дня представления предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об устранении противоречий в содержащихся в ЕГРН сведениях о лесных участках либо со дня, когда предложения о лесных участках считаются согласованными.

25. Внесение изменений в сведения реестра границ о местоположении границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств осуществляется в срок не более десяти рабочих дней со дня наступления обстоятельств, указанных в Закона. 26. Внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков и их частей, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке осуществляется в срок не более десяти рабочих дней со дня наступления обстоятельств, указанных в Закона. —————————— 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.

4344; 2020, N 25, ст. 3170. 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.

3018; 2020, N 23, ст. 2921. 3 Зарегистрирован в Минюсте России 20 января 2016 г., регистрационный N 40651, с изменениями, внесенными Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 742 (зарегистрирован в Минюсте России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44772), от 9 августа 2018 г. N 418 (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2018 г., регистрационный N 52351), от 14 декабря 2018 г.

N 710 (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2020 г., регистрационный N 53615). 4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ; 2018, N 53, ст.

8464; 2020; N 31, ст. 4442. 5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464. 6 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.

3594; 2016, N 27, ст. 4294. —————————— < приложение> Приложение.

>> Содержание

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Нередко у граждан возникают споры об определении границ земельного участка. Узнать, как разрешить споры, поможет нижеприведенная информация, подготовленная Управлением Росреестра по Республике Тыва. Согласно Земельного кодекса Российской Федерации (далее–ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Одним из основных сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015г.

N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»(далее-Закон о регистрации), позволяющих определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи является — описание местоположения границ земельных участков. Границы земельного участка – это линии, определяющие пределы земельного участка.

Устанавливаются на местности (в натуре) и фиксируются в документах установленной формы (планы, чертежи границ). Если возникли споры об определении границ земельного участка, то данный спор можно решить путем: 1 — проведения межевания земельного участка; 2 — обращения в судебные инстанции; 3 – исправления реестровой ошибки. Проведение межевания земельного участка.

Чтобы установить границы земельного участка на законном основании, проводится межевание земельного участка.

В статье 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастре) указан порядок согласования местоположения границ земельных участков. В соответствии с вышеуказанной статьей, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (далее – заинтересованные лица), если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. О проведении такого собрания заинтересованных лиц кадастровый инженер публикует объявление в официальном печатном издании или вручает под расписку извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ. Извещения могут быть направлены почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известным адресам электронной почты.

В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. После того как все заинтересованные лица надлежащим образом были извещены о времени и дне проведения собрания, но не подписали акт согласования местоположения границ, при отсутствии с их стороны письменного возражения границы земельного участка будут считаться согласованными.

К межевому плану в таком случае будет приложен документ, подтверждающий надлежащее извещение всех заинтересованных лиц. Как правило, это ксерокопия страницы газеты.

Но бывает и так, что соседи выражают свое несогласие с межеванием в письменном виде, оформляя это как возражение. Отказ в подписании акта соседи могут объяснить, например, отсутствием желания что-либо подписывать, наличием претензий по местоположению забора, строений или по другим причинам. Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, то вопрос с установлением границ в соответствии со статьей 59 Земельного кодекса придется решать в суде.

Обращение в судебные инстанции. Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, и Вам пришлось рассматривать данный спор через суд, то после вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда. Решение суда об установлении границ земельного участка в таком случае будет дополнительным документом, который подается вместе с межевым планом в орган регистрации прав.

Исправление реестровой ошибки.

В ЕГРН содержится большое количество сведений, как об объектах недвижимости, так и о земельных участках.

Иногда случается, что в этих сведениях содержатся ошибки. Ошибки могут быть техническими или реестровыми. Реестровая ошибка — это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.

Иными словами, документ, который использовался при кадастровом учете и государственной регистрации прав уже содержал ошибку, которая была продублирована в ЕГРН, например, может быть допущена кадастровым инженером при межевании земельного участка, в результате чего границы земельного участка могут пересекать границы другого земельного участка. В этом случае данная ошибка может быть исправлена в порядке Закона о регистрации.

В любом случае для исправления реестровой ошибки необходимо подать соответствующее заявление в орган регистрации прав. Это можно сделать, обратившись лично в офис многофункционального центра (МФЦ), посредством почтового обращения, либо в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. С заявлением об исправлении реестровой ошибки, как правило, может обратиться только правообладатель объекта недвижимости.

Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок: — путем формирования межевого плана (для формирования межевого плана кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе «Заключение кадастрового инженера» следует обосновать наличие такой ошибки); — в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕРГН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия); — на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).

В заключение отметим, также, что к требованиям об исправлении реестровых ошибок не применяется срок исковой давности, так как, заявляя указанные требования, истцы, как правило, фактически владеют своим земельным участком, несмотря на выявленную реестровую ошибку. Монгуш С.О., специалист-эксперт Кызылского отдела Управления Росреестра по Республике Тыва

Как доказать в суде реестровую ошибку в описании границ

ShareРассмотрим при возникновении реестровой ошибки и вариантах её исправления в суде, чтобы исправить необходимые сведения о границах земельных участков.На практике рассмотрения земельных споров рассмотрение реестровых ошибок остаётся за экспертом и судом.Реестровые ошибки в описании местоположения границ земельных участков возникают из-за ошибок или злоупотреблений при выполнении кадастровых работ и определении координат характерных точек границ земельных участков.Чтобы доказать реестровую ошибку нужно установить, что по результату выполнения кадастровых работ местоположение границ земельного участка определено не так как оно должно было определяться в соответствии с законом.Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 218-ФЗ (редакция от 28 февраля 2018 г.) «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.Границы земельных участков определяется, исходя из документов, которые есть на этот участок, например, проект межевания территории. Это что касается земельных участков, поставленных на кадастровых учёт в настоящее время.

В ранее учтённых земельных участках нельзя говорить с точностью о их местоположении, так как границы там не были определены точно.Важно отметить, что в законе есть ссылка, что имеющиеся на местности пятнадцать и более лет ориентиры, могут свидетельствовать о наличии границ земельного участка.

Но на практике доказать факт неизменности данных ориентиров довольно сложно.Результатом рассмотрения земельного спора становится факт, выявления наличия (отсутствия) реестровой ошибки в процессе сравнения местоположения границ ЗУ по сведениям ЕГРН:— с местоположением фактических границ ЗУ на момент проведения экспертизы, если по обстоятельствам дела видно, что эти фактические границы длительное время не изменялись;— либо с местоположением фактических границ участка на момент выполнения кадастровых работ (межевания), если это местоположение возможно установить, например, из документов, которыми оформлялось межевание, или иных документов, подтверждающих ранее существовавшие фактические границы.В подтверждение этого тезиса можно сослаться на п. 14 Бюллетеня судебной практики Московского областного суда за второй квартал 2017 года (утвержден Президиумом Московского областного суда 23 августа 2017 г.), которым разъяснено, что

«…способом исправления кадастровой ошибки является не изменение фактически существующих на местности границ земельных участков, что могло бы повлиять на изменение площадей смежных участков сторон, а приведение в соответствие сведений, содержащихся в ГКН о координатах границ данных участков, их фактическому положению на местности»

.Таким образом, что доказать реестровую ошибку собираем документы, прежде всего картографические материалы, о местоположении фактических границ спорных земельных участков как на момент проведения кадастровых работ (межевания), так и в последующем.Данные документы потребуются для проведения землеустроительной экспертизы, которая нужна для установления ошибочности указания местоположения границы ЗУ.

Землеустроительная экспертиза нужна с целью использования специальных познаний, методов исследования и их юридического закрепления в виде судебной землеутроительно экспертизы.Если говорить о конкретных примерах, то очевидным и наиболее частым признаком реестровой ошибки является смещение всех границ земельного участка по сведениям Единого государственного реестра недвижимости относительно фактических границ с сохранением конфигурации участка.Другим явным признаком реестровой ошибки является пересечение границы участка по сведениям Единого государственного реестра недвижимости с каким-либо строением, существовавшим на момент проведения кадастровых работ (межевания).Если Вам нужна помощь по этой теме, звоните мне по телефону 7 (926) 687-08-19

Последствия

В результате наличия кадастровых ошибок (КО), владелец недвижимости может столкнуться со следующими неприятностями:

  1. Не сможет оформить наследство;
  2. Будет неправильно рассчитан налог на недвижимость, либо земельный налог.
  3. Не сможет продать свою недвижимость;
  4. Не сможет сдать её в аренду;

Любые юридические действия, связанные с этим участком или объектом недвижимости, произвести будет невозможно, до тех пор, пока ошибка не будет исправлена.

Реестровые ошибки. Категории ошибок в ЕГРН. Перераспределение земельных участков как путь решения земельных споров

На прошедшей конференции 17 октября 2018 года поднимался вопрос о категориях ошибок в ЕГРН. Их существует две: техническая ошибка и реестровая.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+