Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Развитие сельских территорий

Развитие сельских территорий

Развитие сельских территорий

С изменениями и дополнениями от:

17 октября 2020 г., 31 марта 2020 г. Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»; , которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации разместить Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на достижение целей Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной настоящим постановлением. 4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов предусмотреть финансирование Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

5. изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2020 г. Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев УТВЕРЖДЕНА ПравительстваРоссийской Федерацииот 31 мая 2020 г.

N 696 Государственная программа Российской Федерации»Комплексное развитие сельских территорий»

Календарь

Июль

  1. Май
  2. Июнь
  3. Июль
  4. Январь
  5. Декабрь
  6. Октябрь
  7. Апрель
  8. Ноябрь
  9. Февраль
  10. Март
  11. Август
  12. Сентябрь

2020

  1. 2017
  2. 2014
  3. 2020
  4. 2012
  5. 2015
  6. 2018
  7. 2020
  8. 2013
  9. 2016

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам». С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела.

Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом Email Подписаться На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям. Email Подписаться На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

7. Природные ресурсы и окружающая среда

Россия располагает большим земельным потенциалом для ведения сельского хозяйства, однако уже в течение более 20 лет площадь земельного фонда неуклонно сокращается.

По состоянию на 1 января 2014 года площадь сельскохозяйственных угодий равнялась 220,2 млн. гектаров, в том числе площадь пашни — 121,5 млн. гектаров. Всего за 1995-2013 годы площадь сельскохозяйственных угодий земель всех категорий уменьшилась на 1,8 млн.

гектаров, площадь пашни — на 8,7 млн. гектаров. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий — неудовлетворительное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, что ведет к отказу от предоставленных земель, перевод земель в другие категории под застройку в пригородных районах, недостаточность мероприятий по мелиорации и восстановлению плодородия почв.Площадь земельных долей граждан, включая право в общей совместной собственности на землю, составляет 94,9 млн. гектаров, что соответствует 74 процентам всех земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности.

В составе земельных долей граждан площадь невостребованных земельных долей равнялась 20,9 млн. гектаров.Лесные пожары, вызванные заболеваниями и вредителями деревьев, неосторожным обращением с огнем, отсутствием минерализованных полос и другими причинами, наносят существенный урон в сельской местности, уничтожая зачастую населенные пункты целиком.

Чрезмерное усложнение получения разрешений на рубку сухостоя и использование бурелома лишает население привычного вида топлива (дров), при том что санитарные рубки и расчистка леса практически не производятся. Использование недревесных ресурсов, заготовка леса и охота — одни из основных альтернативных возможностей деятельности в сельской местности.

Необходимо обеспечить рациональное использование лесных древесных и недревесных ресурсов сельскими жителями.В России существует множество особо охраняемых природных территорий регионального значения, их площадь в целом по стране превышает площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения. Необходимо на региональном уровне осуществлять природопользование таких территорий с учетом мнения и интересов местного населения (особенно в отношении коренных малочисленных народов Российской Федерации).В связи с изменением климата повышается ущерб от стихийных бедствий. В частности, во время наводнений обширные площади сельских территорий подвергаются механическому, химическому и биологическому видам загрязнений.Негативное воздействие на состояние окружающей среды оказывают свалки бытового мусора и полигоны.

Остро стоит вопрос захоронения бытовых отходов, вывезенных из городской местности, так как полигоны для последних зачастую располагаются в сельской местности.При ведении растениеводства загрязнение почвы, воды и воздуха возникает в результате применения удобрений и пестицидов.

Животноводство также является существенным загрязнителем окружающей среды. В России производится более 200 млн. тонн навоза и навозных стоков в год.

Крупные свинокомплексы и птицефабрики из-за высокой токсичности отходов (3-й класс опасности) и больших локальных объемов представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды.

Приложение N 1.

Структура государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»

Приложение N 1 к государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (В редакции, введенной в действие с 16 апреля 2020 года . — См. ) Структура государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» Проекты (программы) Ведомственные целевые программы, отдельные мероприятия наименование цель, сроки (этапы) наименование цель, срок (этапы) Направление (подпрограмма) «Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий» Ведомственная целевая программа «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» цель — формирование и ежегодная актуализация базы данных и показателей уровня социально-экономического состояния сельских территорий (сельских агломераций) Российской Федерации для повышения эффективности принятия Минсельхозом России и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации управленческих решений по вопросам комплексного развития сельских территорий.

Доля населенных пунктов Российской Федерации, отнесенных к сельским территориям (сельским агломерациям), в которых проведены статистические и социологические исследования уровня социально-экономического состояния: в 2020 году (базовый год) — 0 процентов; в 2020 году — не менее 75 процентов; в 2021 году — не менее 75 процентов; в 2022 году — не менее 75 процентов; в 2023 году — не менее 75 процентов; в 2024 году — не менее 75 процентов; в 2025 году — не менее 75 процентов.

Доля субъектов Российской Федерации, обеспечивающих ведение информационных ресурсов по сельским территориям: в 2020 году (базовый год) — 0 процентов; в 2020 году — 0 процентов; в 2021 году — 70 процентов; в 2022 году — 100 процентов; в 2023 году — 100 процентов; в 2024 году — 100 процентов; в 2025 году — 100 процентов.

Срок реализации — 2020-2025 годы Ведомственная целевая программа

«Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий»

цель — вовлечение граждан в решение вопросов комплексного развития сельских территорий. Доля населения в возрасте от 16 лет, проживающего на сельских территориях, принявшего участие в реализации мероприятий Государственной программы: в 2020 году (базовый год) — 0 процентов; в 2020 году — не менее 6 процентов; в 2021 году — не менее 5 процентов; в 2022 году — не менее 4 процентов; в 2023 году — не менее 25 процентов; в 2024 году — не менее 25 процентов; в 2025 году — не менее 25 процентов.

Доля сельского населения, проинформированного о возможностях участия в мероприятиях Государственной программы, в общей численности сельского населения: в 2020 году (базовый год) — 5 процентов; в 2020 году — не менее 20 процентов; в 2021 году — не менее 35 процентов; в 2022 году — не менее 45 процентов; в 2023 году — не менее 50 процентов; в 2024 году — не менее 55 процентов; в 2025 году — не менее 60 процентов. Срок реализации — 2020-2025 годы Направление (подпрограмма)

«Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»

Ведомственный проект «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» цель — к 2026 году обеспечение объема ввода (приобретения) не менее 1,33 млн.

кв.м жилья для 15,3 тыс. семей, проживающих и работающих на сельских территориях; обеспечение объема ввода не менее 104,93 тыс.кв.м жилых домов, построенных с использованием деревянного домостроения; улучшение жилищных условий 122 тыс. семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 до 3 процентов годовых; повышение уровня благоустройства не менее 350,9 тыс. сельских домовладений; обустройство инженерной инфраструктуры и благоустройство не менее 850 площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.

Срок реализации — 2020-2025 годы Направление (подпрограмма)

«Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях»

Ведомственный проект «Содействие занятости сельского населения» цель — к 2026 году обеспечение уровня занятости сельского населения, в том числе прошедшего дополнительное обучение (переобучение), до 70 процентов трудоспособного населения; снижение уровня безработицы сельского населения трудоспособного возраста до 6,5 процента.

Срок реализации — 2020-2025 годы Направление (подпрограмма)

«Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях»

Ведомственный проект «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» цель — к 2022 году обеспечить ввод в действие не менее 1,48 тыс.км распределительных газовых сетей; 1,3 тыс.км локальных водопроводов; реализовать не менее 20 проектов комплексного обустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку. Срок реализации — 2020-2021 годы Ведомственная целевая программа «Современный облик сельских территорий» цель — реализовано не менее 3831 проекта комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций в субъектах Российской Федерации: в 2020 году — не менее 88 проектов; в 2021 году — не менее 104 проектов; в 2022 году — не менее 110 проектов; в 2023 году — не менее 1185 проектов; в 2024 году — не менее 1172 проектов; в 2025 году — не менее 1172 проектов. Срок реализации — 2020-2025 годы Ведомственный проект

«Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях»

цель — к 2026 году обеспечить ввод в эксплуатацию и (или) передачу в эксплуатацию после капитального ремонта, ремонта не менее 2,58 тыс.км автомобильных дорог общего пользования, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к объектам, расположенным (планируемым к созданию) в сельских населенных пунктах.

Срок реализации — 2020-2025 годы Ведомственный проект «Благоустройство сельских территорий» цель — к 2026 году реализация не менее 31,3 тыс. проектов по благоустройству сельских территорий. Срок реализации — 2020-2025 годы Направление (подпрограмма) «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» Мероприятие «Реализация функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы»

Информация об изменениях:

Правительства РФ от 29 апреля 2014 г.

N 399 в пункт 4 внесены изменения 4. Значения целевых индикаторов и показателей, за исключением показателей сокращения числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и сокращения числа обучающихся в общеобразовательных организациях, находящихся в аварийном состоянии, определяются на основании данных федерального статистического наблюдения за ходом реализации Программы по форме, утверждаемой Федеральной службой государственной статистики (далее — данные статистического наблюдения). 5. Показатель сокращения общего числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности, определяется по формуле:

, где:

— число семей, улучшивших жилищные условия в сельской местности с начала реализации Программы, нарастающим итогом (определяется на основании данных статистического наблюдения);

— число семей, улучшивших жилищные условия в сельской местности в рамках Программы, за отчетный год (определяется на основании данных статистического наблюдения);

— число семей, состоявших на учете и нуждавшихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, по состоянию на 1 января 2012 г.

(определяется на основании данных Федеральной службы государственной статистики).

6. Показатель сокращения числа молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности, определяется по формуле:

, где:

— число молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия в сельской местности с начала реализации Программы, нарастающим итогом (определяется на основании данных статистического наблюдения);

— число молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия в сельской местности в рамках Программы, за отчетный год (определяется на основании данных статистического наблюдения);

— число молодых семей и молодых специалистов, состоявших на учете и нуждавшихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, по состоянию на 1 января 2012 г. (определяется на основании данных Федеральной службы государственной статистики).

5. Информационное обеспечение и мониторинг

В целях совершенствования информационного обеспечения политики сельского развития необходимо повышение доступа к имеющейся статистической информации, а также проведение дополнительных статистических разработок и обследований.

Необходимо организовать периодическое проведение выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения, а также расширить сеть сельских домашних хозяйств, обследуемых Росстатом при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств на постоянной основе. Одним из направлений является совершенствование муниципальной статистики в целях более полного отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики. Учитывая многоплановость устойчивого развития сельских территорий, объектами статистического наблюдения должны выступать как сельская территория в целом, так и сельское население.

В связи с этим потребуются: разработка и законодательное закрепление регламента ведения похозяйственных книг сельских (поселковых) администраций как важнейшего источника информации о сельских домашних хозяйствах; расширение использования географических информационных систем, что позволит получать сведения с учетом географических идентификаторов; использование существующих административных регистров (сведений о записях актов гражданского состояния, сведений миграционных служб и другое). Мониторинг развития сельских территорий должен также включать наблюдение за состоянием окружающей среды с оценкой причиненного ущерба, создание электронных эколого-экономических карт сельских территорий и прогноз антропогенного воздействия на природную среду сельского хозяйства, промышленности и других отраслей экономики.

Проведение мониторинга развития сельских территорий предлагается закрепить за Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, выполняющим функции федерального органа исполнительной власти, координирующего этот процесс.

Оборотная сторона свидетельства

Свидетельство дает право гражданину на открытие банковского счета в кредитной организации на территории субъекта Российской Федерации по месту выдачи свидетельства и действует не более 1 года с даты выдачи.

Численный состав семьи гражданина __________________________человек.

Члены семьи: ________________________________; (ф.и.о., степень родства) ________________________________; (ф.и.о., степень родства) _________________________________. (ф.и.о., степень родства) Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья ______________ __________________________ рублей.

Дата выдачи свидетельства _________ _____________ ___________________ (должность) (ф.и.о.) _____________ М.П.

(подпись) ОТМЕТКА ОБ ОПЛАТЕ (заполняется кредитной организацией) Дата оплаты ___________________ Реквизиты договора, на основании которого произведена оплата ______________________________________________________________ Сумма по договору _____________ _______________________________ Получатель социальной выплаты________________________ (ф.и.о.) Сумма перечислений _______________________________ (подпись ответственного работника кредитной организации) М.П.

************************************************************************* линия отреза Предоставленная социальная выплата направляется на ______________________ (приобретение жилого ________________________________________________________________________.

помещения, строительство жилого дома, участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) — нужное указать) Численный состав семьи гражданина ______________________________ человек.

Члены семьи: ___________________________________________________________; (ф.и.о., степень родства) ___________________________________________________________; (ф.и.о., степень родства) ___________________________________________________________.

(ф.и.о., степень родства) Дата выдачи свидетельства _______________________________________________ Подпись владельца свидетельства _________________________________________ Свидетельство выдано ____________________________________________________ (наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего свидетельство) ___________________________ __________________ ____________________ (должность) (подпись) (ф.и.о.) М.П.

Отметка о построенном (приобретенном) жилье: размер построенного (приобретенного) жилья _____________________________; адрес построенного (приобретенного) жилья ______________________________.

Приложение № 6к «Устойчивое развитие сельских территорийна 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» _________________________________ (наименование органа местного самоуправления) от гражданина(ки) _______________ (ф.и.о.) ________________________________, проживающего(ей) по адресу: _____ _________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу включить меня, ______________________________________________, (ф.и.о.) паспорт ________________, выданный ______________________________________ (серия, номер) (кем, когда) ________________________________________________ «__» __________ ____ г., в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «_____________________________________________________________» (гражданин, молодая семья, молодой специалист — нужное указать) Жилищные условия планирую улучшить путем ___________________________ _________________________________________________________________________ (строительство жилого дома, приобретение жилого помещения, участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) — нужное указать) в ______________________________________________________________________.

Приложение № 6к

«Устойчивое развитие сельских территорийна 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года»

_________________________________ (наименование органа местного самоуправления) от гражданина(ки) _______________ (ф.и.о.) ________________________________, проживающего(ей) по адресу: _____ _________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу включить меня, ______________________________________________, (ф.и.о.) паспорт ________________, выданный ______________________________________ (серия, номер) (кем, когда) ________________________________________________ «__» __________ ____ г., в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «_____________________________________________________________» (гражданин, молодая семья, молодой специалист — нужное указать) Жилищные условия планирую улучшить путем ___________________________ _________________________________________________________________________ (строительство жилого дома, приобретение жилого помещения, участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) — нужное указать) в ______________________________________________________________________.

(наименование муниципального образования, в котором гражданин желает приобрести (построить) жилое помещение) Состав семьи: жена (муж) __________________________________________ ___________________ (ф.и.о.) (дата рождения) проживает по адресу: ___________________________________________________; дети: ______________________________________________________ __________________ (ф.и.о.) (дата рождения) проживает по адресу: ___________________________________________________; ______________________________________________________ __________________ (ф.и.о.) (дата рождения) проживает по адресу: ___________________________________________________.

Кроме того, со мной постоянно проживают в качестве членов семьи: ______________________________________________________ _________________; (ф.и.о., степень родства) (дата рождения) ______________________________________________________ _________________. (ф.и.о., степень родства) (дата рождения) С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года»

ознакомлен и обязуюсь их выполнять.

____________________________ ____________________________ _________ (ф.и.о. заявителя) (подпись заявителя) (дата) Совершеннолетние члены семьи: 1) ____________________________________________________ ________________; (ф.и.о., подпись) (дата) 2) ____________________________________________________ ________________; (ф.и.о., подпись) (дата) 3) ____________________________________________________ ________________; (ф.и.о., подпись) (дата) 4) ____________________________________________________ ________________.

(ф.и.о., подпись) (дата) К заявлению прилагаются следующие документы: 1) _____________________________________________________________________; (наименование документа и его реквизиты) 2) _____________________________________________________________________; (наименование документа и его реквизиты) 3) _____________________________________________________________________; (наименование документа и его реквизиты) 4) _____________________________________________________________________; (наименование документа и его реквизиты) 5) _____________________________________________________________________. (наименование документа и его реквизиты) Приложение № 7к «Устойчивое развитие сельских территорийна 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года»

Избранные документы со справками к ним

3 июля, пятница 3 июля 2020, 1 июля, среда 1 июля 2020, 30 июня, вторник 30 июня 2020, 30 июня 2020, 29 июня, понедельник 29 июня 2020, 29 июня 2020, 29 июня 2020, 28 июня, воскресенье 28 июня 2020, 28 июня 2020, 28 июня 2020, 27 июня, суббота 27 июня 2020, 27 июня 2020, 27 июня 2020, 26 июня, пятница 26 июня 2020, 26 июня 2020, 26 июня 2020, 25 июня, четверг 25 июня 2020, 25 июня 2020, 23 июня, вторник 23 июня 2020, 22 июня, понедельник 22 июня 2020, 1

Современные условия развития сельских территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

AS- Скульская, ffl.K.

«Широкова СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ Формирование модели устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства и сельских территорий является основной целью государственной аграрной политики, что закреплено в ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства». Проблема развития сельских территорий озвучена и в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 год (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446), которая включала в себя раздел «Устойчивое развитие сельских территорий».

Проблемы устойчивого развития сельских территорий. Внимание к этой проблеме связано с уменьшением численности населения, проживающего в сельской местности; снижением показателей уровня и качества жизни на селе, со слабо сокращающимся разрывом этих показателей в городе и на селе. Так, за последние 14 лет численность сельского населения сократилась на 2,35 млн.

Так, за последние 14 лет численность сельского населения сократилась на 2,35 млн. чел. и составила в 2014 г. 26% в общей численности населения страны.

Сельская местность занимает две трети территории страны, плотность населения здесь низкая — 2,3 чел. на 1 кв. км, что ниже, чем по стране в целом (8,4 чел.

на 1 кв. км). Для сельской поселенческой структуры характерно обезлюдевание и запустение сельских территорий.

Поселения, где живет до 10 чел., сейчас составляют около 24%.

Все это увеличивает интерес сопредельных государств к освоению незаселенных территорий России. Анализируя уровень и качество жизни на селе отметим, что отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства к средней по экономики составляло в 2014 г. всего 52%. Это один из самых низких показателей по видам экономической деятельности.

По данным на начало 2014 г. средние располагаемые ресурсы составили в сельских домохозяйствах 14,2 тыс.

руб., в городе 22 тыс. руб. За 240 период с 2000 г. уровень среднедушевых ресурсов сельского населения ни разу не перешел планку две трети от уровня городских домохозяйств. Особого внимания заслуживает проблема бедности на селе. В 2013 г. численность россиян с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,7 млн.
В 2013 г. численность россиян с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,7 млн.

чел., а удельный вес малоимущих в общей численности населения — 11%. На сельских территориях в 2013 г. удельный вес всех малоимущих в возрасте 15 и более лет составил 40,5%.

Имеется существенная региональная дифференциация доходов сельского населения. Сокращение сети сельских медицинских учреждений привело к тому, что для большинства сельских жителей стала недоступна даже элементарная медицинская помощь.

В последние десять лет сократилась сеть участковых больниц на 32%.

Острой проблемой остается дефицит медицинских кадров на селе. Особенностью российского образования является то, что более половины российских школ сельские, половина из которых малокомплектные. Число школ с 2008 г. сократилось более чем на 12 тыс.

в результате их «оптимизации». Сеть дошкольных учреждений по сравнению с 1990 г. уменьшилась на 40%. Обеспечение детей детскими дошкольными учреждениями различно по регионам.

Сеть сельских учреждений культуры также сокращается, на 1 января 2014 г.

число учреждений культуры в сельской местности уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 9,5 тыс. и составило в 72 тыс.

учреждений. Две трети сельских населенных пунктов не имеют учреждений культуры, хотя периферийные клубы являются единственными очагами общественной и культурной жизни на селе. Треть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии.

Число библиотек сокращается. Уровень благоустройства жилого фонда достаточно низок.

Наиболее насущной проблемой остается сельское бездорожье. Особенности государственного регулирования. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2013-2020 гг.

(Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г.

№ 717) устойчивое развитие сельских территорий считается приоритетом первого уровня. Одним из целевых инструментов выступает ФЦП

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

.

Её основные цели: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимули- 241 рование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Комплексность планирования развития сельских территорий; преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, в которых осуществляется развитие АПК, в том числе реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов; предоставление субсидий из федерального бюджета на основе отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий; поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, на основе грантов; популяризация и поощрения достижений в сфере развития сельских территорий — таковы новые подходы и направления развития программных мероприятий ФЦП. Обеспечение продовольственной безопасности и повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции непосредственно связаны с улучшением жизни в сельской местности. Согласно концепции под сельскими территориями (сельская местность, село) понимаются территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории.

В свою очередь межселенные территории — территории, находящиеся вне границ поселений. В ФЗ №131

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

определены только территории сельских поселений: «Один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется или непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления».

«Сельские населенные пункты» — поселки, села, станицы, деревни, хутора и т.д., отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах РФ.

Сельские территории — это территории населенных пунктов за границей городов. Это сложная экономическая, социальная и экологическая подсистема, в которую входит и функ- 242 ция социального контроля над территорией — содействие сельского населения государственным органам в обеспечении общественного порядка и безопасности в малолюдных поселениях и слабообжитых территориях. Сельское население — это жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов.

Решение проблем сельских территорий непосредственно связано с повышением уровня и качества жизни сельского населения. В 2015 г. Правительством РФ утверждена

«Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»

(Распоряжение Правительства от 2 февраля 2015 г. №151-р). Основные цели стратегии следующие: это создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общественно значимых функции и для решения задач территориального развития; стабилизация численности сельского населения и создание условий для этого за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшение миграционного оттока населения; обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом требований и стандартов; повышение эффективности сельского хозяйства и вклада территорий в социально-экономическое развитие страны.

Предусмотрены два этапа ее реализации: переходный этап (2015-2020 гг.) и основной этап (2015-2030 гг.). Основные механизмы реализации стратегии — государственные программы РФ и государственные программы субъектов Федерации.

Отметим также, что развитие сельских территорий входит в состав «зеленой корзины» ВТО, ее финансирование может осуществляться в неограниченном объеме, так как оно направлено на создание благоприятных условий для ведения сельского хозяйства, а не на его развитие.

К ним таким условиям относятся развитие инфраструктуры, проведение научных исследований, подготовка кадров, благоустройство районов, программы региональной помощи и некоторые другие. «Планом спасения» предусмотрено введение категории территорий неблагоприятных для ведения сельского хозяйства, тогда они не попадают под штрафные санкции ВТО.

В настоящее время утверждены правила отнесения территорий к группе неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2015 г.

№ 51). Исходя из данного документа, может осуществляться господдержка сельского хозяйства и устой- 243 чивого развития сельских территорий. При определении территорий как неблагоприятных для ведения сельского хозяйства учитываются следующие признаки: состояние почв, природные и климатические условия, социально-экономические факторы.

По данным выборочного обследования населения по видам экономической деятельности в 2014 г.

[1] только 22,6% занятого сельского населения занято именно в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, тогда как в 2000 г. эта доля составляла 49,3%. Сокращение в 2,2 раза за четырнадцать лет.

Другая часть сельского населения занята в других видах деятельности: в 2014 г. в промышленном производстве — 14,1% (в 2000 г.

— 9,5%); в строительстве — 7,7% (в 2000 г.

— всего 2,4%, увеличение более чем в 3 раза); в оптовой и розничной торговле, ремонте, а также гостиницах и ресторанах — 14,4% (вместо 6,9% в 2000 г.); на транспорте и связи — 7,7% (4,7% в 2000 г.) и в других видах экономической деятельности занято 33,4% (как в 2000 г. — 27,2%). Принадлежность к сельскому населению определяется по месту проживания человека, но не по месту его занятости.

Человек может проживать в сельской местности, но не заниматься сельским хозяйством. Сельскохозяйственные организации по организационно-правовым формам. Развитие сельского хозяйства возможно, если будут созданы нормальные социальные условия жизни на селе, но в то же время развитие сельского хозяйства может обеспечить развитие социальной сферы села.

Россия имеет многоукладное сельское хозяйство, где, согласно статистическим данным, более 41% продукции производится в личных подсобных хозяйствах, более 10% произведенной продукции приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х).

Сельхозпредприятия производят более 48% продукции, из них же меньше трети рентабельны. Лишь треть фермерских хозяйств используют современные технологии. К(Ф)Х чаще берут в аренду технику у более крупных предприятий.

Эффективность личных подсобных хозяйств мала, так как они чаще всего используют примитивные технологии [2].

Если посмотреть структуру сельскохозяйственных организаций по организационно-правовым формам, то основную часть (52,3%) составляли в 2013 г. общества (товарищества) с ограниченной ответственностью (табл.

1). 244 Таблица 1 Структура сельскохозяйственных организаций по организационно-правовым формам, % на начало года 2000 г. 2010 г. 2013 г. Открытые акционерные общества 3,8 6,6 6,0 Закрытые акционерные общества 14,3 7,7 7,1 Общества (товарищества) с ограниченной ответственностью 13,7 45,0 52,3 Товарищества на вере (коммандитные) 0,9 — — iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Ассоциации крестьянских хозяйств 2,5 — — Сельскохозяйственные кооперативы 33,0 30,0 25,4 Колхозы 13,0 — — Коллективные предприятия 5,5 1,9 1.4 Совхозы 3,7 — — Государственные организации 5,3 3,3 2,7 Прочие организации 4,2 5,6 5,3 Справочно: общее число организаций, тыс. 28,5 22,0 21,3 Источник: [3].
28,5 22,0 21,3 Источник: [3].

В 2013 г. доля сельскохозяйственных кооперативов во всех организациях составляла 25,4%, их доля уменьшилась по сравнению с 2000 г. в 1,3 раза; доля закрытых акционерных обществ в 2013 г. составляла 7,1% (в 2000 г. 14,3%, уменьшение в 2 раза), открытые акционерные общества — 6,0% (в 2000 г.

— 3,8%), доля государственных организаций — всего 2,7%, сокращение почти в два раза (в 2000 г.

5,3%), доля коллективных предприятий 1,4% (в 2000 г.

— 5,5%), сокращение более чем в 2,5 раза. Существует и традиционный уклад, основанный на мелкотоварном и нетоварном производстве в форме К(Ф)Х, в которых производится значительная часть сельскохозяйственной продукции и занята заметная часть сельских жителей.

В начале 90-х годов XX века в результате приватизации земель и других средств производства, дробления общенародной земельной собственности на индивидуальные частные паи в аграрном секторе в России появилась значимая группа мелких собственников, которым однако не под силу заниматься развитием сельских территорий. Сельское население чаще всего живет за счет личного подсобного хозяйства, число же сельхозпредприятий уменьшается (с 28,5 тыс. в 2000 г. до 21,3 тыс. в 2013 г.).

Кроме того, отметим, что все имеющиеся открытые или закрытые общества, работающие в сельском хозяйстве, действуют, прежде всего, в своих интересах и заинтересованы в первую очередь в получении прибыли. Суммарная задолжен- 245 ность сельскохозяйственных организаций в 2013 г.

превысила 2 трлн. руб., что в 1,3 раза больше стоимости реализуемой ими продукции и в 20 раз больше получаемой прибыли.

Сельское хозяйство как вид экономической деятельности за редким исключением располагается на сельских территориях, но может ли отечественное сельское хозяйство, имея свои проблемы, сыграть роль стабилизатора развития сельской местности.

В настоящее время сельское хозяйство оказалось в новой экономической ситуации, когда остро встала проблема обеспечения продовольственной безопасности России в условиях эмбарго на импорт продовольственной продукции.

Доля импортной продукции в общих товарных ресурсах в последнее пятилетие сохранялась на высоком уровне — 33-34%. Ухудшаются условия привлечения инвестиций в сельское хозяйство.

Продолжается рост цен на материальнотехнические ресурсы для отрасли. Отметим незащищенность сельхозпроизводителей как от перекупщиков при сбыте продукции, что снижает их уровень дохода, так и от местных властей. Осложняет жизнь сельских жителей коррупция во власти, а также лоббирование своих интересов крупными производителями товаров для сельского хозяйства [4].

В этих условиях с учетом текущей экономической конъюнктуры подъем уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизни на селе, улучшение жилищных условий сельского населения, рост уровня его обеспеченности образовательными, медицинскими и культурно-досуговыми учреждениями (особенно молодых семей и молодых специалистов) еще больше усложняется.

Особенностью сельского развития в РФ является большое разнообразие типов сельской местности. Как подчеркивается в стратегии устойчивого развития сельских территорий, в нашей стране существует четыре типа и девять подтипов регионов с различным характером освоения, сельскохозяйственного использования, потенциалом и ограничениями развития сельской местности. Внутри каждого региона можно выделить относительно развитые районы, депрессивные территории с существенными социальноэкономическими проблемами и сельские территории переходного типа, причем различия между районами внутри одного региона иногда выше, чем различия между регионами.

Уровень и качество жизни на селе. Низкие уровень и качество жизни в сельской местности отрицательно сказываются на де- 246 мографической ситуации на селе.

За последние 14 лет численность сельского населения сократилась на 2,35 млн.

чел. При этом практически приостановлена естественная убыль сельского населения. Коэффициент рождаемости вырос с 9,8%о в 2000 г. до 14,7 в 2012 г., а коэффициент смертности снизился с 17,1 до 14,8%о.

На 4,3 года увеличилась ожидаемая продолжительность жизни.

В табл. 2 подробно охарактеризованы изменения численности сельского населения по федеральным округам РФ за счет различных компонентов. Таблица 2 Изменение численности сельского населения по федеральным округам РФ за счет различных компонентов Регион Численность на начало 2012 г. Изменения Численность на начало 2013 г.

общий прирост в том числе естественный прирост миграционный прирост администра-тивно-террито-риальные преобразования рф 37314,4 -85,6 -6,3 -166,6 87,3 37228,8 Центральный 7102,8 -30,7 -45,8 14,5 0,7 7072,1 Северо-Западный 2230,6 -8,2 -9,7 0,023 1,4 2222,4 Южный 5208,4 -10,6 -3,0 -7,0 -0,6 5197,9 Северо-Кавказский 4822,7 24,5 -54,9 -30,6 4847,2 Приволжский 8624,8 -5,1 -19,4 -55,6 69,9 8919,7 iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Уральский 2416,1 -8,7 3,3 -19,8 7,8 2397,4 Сибирский 5349,3 -32,8 10,9 -46,3 2,7 5316,5 Дальневосточный 1569,7 -14,0 2,6 -22,0 5,4 1555,7 Источник: [3].

В последние годы убыль сельского населения резко снизилась, а на первое место вышел фактор уменьшения численности сельского населения — миграционный отток.

Правда, в 2011 г. изменилась методика учета мигрантов, если ранее в их число включались лица, зарегистрированные по месту жительства, то теперь также лица, зарегистрированные по месту проживания на срок 9 месяцев и более. В отчетный период численность сельского населения уменьшилась во всех федеральных округах, но продолжает расти в Северо-Кавказском ФО.

В наибольшей мере сократилась численность сельского населения в Дальневосточном ФО.

Число выбывших из сельских поселений увеличилось с 2000 г. по 2013 г. в 1,7 раза и 247 составило 1,46 млн. чел., в том числе 616,2 тыс. чел.

(42,2%) в возрасте 15-29 лет.

Наибольший коэффициент миграционного прироста (свыше 70) сложился в 4 регионах: Курской, Ленинградской, Московской и Ярославской областях.

Наибольший механический отток сельского населения (коэффициент миграционной убыли свыше 70) сложился в 41 субъектах РФ.

Занятость на селе. Гендерная структура сельского населения ухудшается.

Так, численность женщин в расчете на 1 тыс. мужчин несколько сократилась по сравнению с 2000 г., особенно численность трудоспособных женщин на 1 тыс. мужчин и увеличилась численность женщин в расчете на 1 тыс.

мужчин старше трудоспособного возраста. О замедленных темпах экономического развития сельских территорий свидетельствует и соотношение между городом и селом в росте уровня занятости населения в трудоспособном возрасте. Численность экономически активного сельского населения уменьшилась во всех федеральных округах РФ, что обусловлено в первую очередь снижением общей численности сельского населения в возрасте 15-72 лет, а также переходом части активного населения в категорию экономически неактивного.

Удельный вес экономически активного населения повысился только в двух федеральных округах — Центральном и Приволжском, в СевероКавказском ФО он остался без изменений, а в остальных округах снизился.

Наиболее высокая доля неактивного сельского населения в Южном и Сибирском ФО. Уровень занятости до 50% сложился в трех субъектах РФ — республиках Ингушетия, Тыва, Чеченская. В 39 регионах уровень занятости превысил 60%.

Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста выше на селе, чем в городе.

В 2014 г. она была наибольшей в Сибирском и Уральском ФО, о чем свидетельствуют данные табл. 3. Как показывают данные табл. 3 на 1 тыс. жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста больше среди сельского населения, в том числе детей и подростков (0-15 лет) и лиц старше трудоспособного возраста.

Соотношение этих показателей по сельскому и городскому населению на 1 января 2014 г.

отражено в трех последних столбцах по федеральным округам.

248 Таблица 3 Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста в 2014 г. (на начало года, чел.) Сельское население Городское население Коэффициенты соотношения демографической нагрузки на селе и в городе в том числе в том числе в том числе Регион На 1 тыс. жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста Детей в возрасте 0-15 лет Лиц старше трудоспособного возраста На 1 тыс.
жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста Детей в возрасте 0-15 лет Лиц старше трудоспособного возраста На 1 тыс.

жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста Детей в возрасте 0-15 лет Лиц старше трудоспособного возраста На 1 тыс.

жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста Детей в возрасте 0-15 лет Лиц старше трудоспособного возраста рф 765 347 418 662 272 390 1,16 1,27 1,07 Центральный 773 274 499 668 244 424 1,16 1,12 1,18 Северо- Западный 755 291 464 654 249 405 1,15 1,17 1,08 Южный 753 326 427 688 267 421 1,09 1,23 1,15 Северо- Кавказский 712 457 255 635 351 284 1,12 1,30 0,90 Приволжский 778 327 451 674 279 395 1,15 1,17 1,14 Уральский 796 371 425 649 301 348 1,23 1,23 1,22 Сибирский 800 397 403 652 295 357 1,23 1,34 1,13 Дальнево- сточный 685 359 326 615 279 336 1,17 1,34 1,03 Источник: [6]. Уровень безработицы среди сельского населения превышает уровень безработицы городского населения.

Уровень безработицы в России в 2014 г. всего населения — 5,2%, для городского -4,3%, а для сельского населения — 7,9%.

Средний возраст всех безработных в январе 2015 г. составил 35,7 года. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2015 г.

составил 15,1%, в том числе среди городского населения 13,5%, среди сельского населения 19,7%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составлял 249 3,4 раза, в том числе среди городского населения 3,7 раза, сельского населения — 2,8 раза. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Образовательный уровень сельского населения. Образовательный уровень городского населения выше, чем сельского.

Имеют место различия в структуре рабочих мест, в хозяйственной деятельности на селе. В структуре занятого сельского населения по уровню образования сохранилась тенденция повышения доли занятых с высшим образованием.

При этом существенно увеличился удельный вес лиц со средним (полным) общим образованием, но не с общим профессиональным (хотя оно является более востребованным), о чем свидетельствуют приведенные в табл.

4 данные. Таблица 4 Структура занятого населения по уровню образования (в среднем за учетный период, %) Показатель Городская местность Сельская местность 2011 г. 2012 г. измене-нения (+ /- п.п.) 2011 г. 2012 г. измене-нения (+/ — п.п.) Высшее профессиональное 33,7 34,3 0,6 17,2 17,4 0,2 Среднее профессиональное 27,7 26,8 -0,9 24,6 24,3 -0,3 Начальное профессиональное 19,1 19,3 0,2 20,4 20,2 -0,2 Среднее (полное) общее 16,9 17,1 0,2 28,5 29,1 0,6 Основное общее 2,5 2,4 -0,1 8,4 8,3 -0,1 Не имеют основного общего 0,1 0,1 0,0 0,9 0,8 -0,1 Источник: [3].

Сельское население превосходит городское по доле лиц не выше начального образования. Доля сельского населения со средним и начальным профессиональным образованием выше, чем городского населения, но доля их сокращается.

Доля сельского населения с высшим профессиональным образованием почти в два раза ниже на селе, чем в городе. В настоящее время реализуются региональные программы поддержки сельского учителя.

Специальные программы строительства жилья, льготная ипотека, дополнительные выплаты тем выпускникам педвузов, которые едут работать на село.

Обучающиеся за счет государства студенты не спешат ехать на работу в село.

Для решения проблемы закрепления специалистов на селе важно, чтобы студенты проходили учебную и производственную практику на сельхозпредприятиях. Не менее актуальна для закрепления молодежи на 250 селе задача профессиональной ориентации обучающихся в сельских школах.

Отметим небольшую популярность сельскохозяйственных профессий среди молодежи, общий низкий уровень подготовки абитуриентов, слабую материальную базу образовательных учреждений. Акцент должен быть сделан на целевом обучении студентов.

Дефицит профессиональных кадров в АПК не уменьшается, а их качественный состав не улучшается, несмотря на то, что в последнее время предпринимаются шаги про закреплению молодых специалистов (единовременные пособия, жилье). Проблемы, касающиеся кадров в АПК, — это их старение, нежелание молодежи оставаться работать на селе, слабая профессиональная подготовка и высокая сменяемость специалистов и руководителей, несовершенство существующих методик оценки образовательных потребностей и финансовых ресурсов на селе.

Так, в руководящем составе АПК в 2013 г. доля кадров пенсионного возраста составляла 14%, в свою очередь доля кадров в возрасте до 30 лет всего 4%, среди специалистов среднего звена соответственно 11% и 6%.

Недостаток кадров отмечается как в бюджетной сфере (учителя, врачи), так и среди таких рабочих профессий как операторы сельхозтехники и механизаторы, специалисты тепличных хозяйств и многие другие. Разговор об образовании будет неполным без дошкольного образования. В настоящее время в РФ функционируют более 25 тыс.

дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, с контингентом 1,2 млн.

воспитанников. Сеть дошкольных учреждений по сравнению с 1990 г.

уменьшилась на 40%. Имеется значительная региональная дифференциация в обеспеченности детскими дошкольными учреждениями. Медицинское обслуживание на селе.

Система медицинской помощи на селе в предыдущие годы была практически уничтожена.

В последние десять лет сократилась сеть участковых больниц на 32%.

Обеспеченность сельского населения врачами в 4,4 раза ниже, чем городского.

Дефицит медицинских кадров на селе остается острой проблемой. В рамках реализуемой федеральной целевой программы выполняются мероприятия по развитию сети фельдшерскоакушерских пунктов — (ФАП) или офисов общей практики в сельской местности. С 1 января 2012 г. начала работу федеральная программа «Земский доктор», направленная на комплектацию кадрами сельских районов, где существует острая нехватка медицинского персонала.

Программа нацелена на врачей-интернов, студентов 251 старших курсов медицинских институтов, а также дипломированных специалистов. Для улучшения кадрового потенциала сельской медицины медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим после окончания учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, выплачиваются компенсационные выплаты.

Каждому молодому доктору, готовому ехать работать на село сроком на 5 лет, выплачиваются подъемные в размере 1 млн.

рублей. Это позволяет молодой семье приобрести новый дом, улучшить свои жилищные условия.

С 2013 г. в сформулированный для этих целей перечень населенных пунктов включаются не только села и деревни, но и также и рабочие поселки.

Это позволило привлечь в них на работу в 2012-2013 гг. почти 12 тыс. медицинских работников.

В 2015 г. на работу в села и рабочие поселки планируется привлечь более 6 тыс. врачей в возрасте до 45 лет (ранее возраст ограничивался 35 годами, а с 2015 г. 45-ю). Сеть сельских учреждений культуры.

Уровень обеспеченности субъектов РФ учреждениями культуры, по отношению к утвержденным Правительством РФ социальным нормативам и нормам, составляет по культурно-досуговым учреждениям — 55%, по библиотекам -63%.

Две трети сельских населенных пунктов (105 тыс.) не имеют учреждений культуры. Материально-техническая база сельских учреждений культуры была сформирована в 1970-1980-е годы и не обновлялась в 42% этих учреждений. В тоже время число музеев выросло на 66 и составило 719.

С 2013 г. в рамках федеральной целевой программы «Культура России в 2012-2018 годах» намечены мероприятия по модернизации учреждений культуры. Улучшение жилищных условий в сельской местности. В результате реализации мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.» 265,7 тыс.

сельских семей улучшили жилищные условия, в том числе 91,7 тыс.

молодых семей и молодых специалистов.

По субъектам РФ в наилучшем состоянии жилищный фонд сохраняется в республиках Адыгея и Башкортостан, Ставропольском крае и Московской области, где доля жилья с низким износом превышает 60%, а с высоким не достигает 25%. В самом плохом состоянии остается жилищный фонд Республики Тыва. Наибольшую обеспеченность жильем по-прежнему имеют жители Северо-Западного (32 кв.

м) и Центрального (32,9 кв. м) ФО, а 252 наименьшую — Северо-Кавказского (16,5 кв.

м). Обеспеченность жильем ниже общероссийской имели 46 субъектов РФ. Обеспечение жильем является одним из приоритетных направлений деятельности названной ФЦП, где важны мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Для них предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение (строительство) жилья в размере 70% от расчетной его стоимости.

Наиболее активно реализация таких мероприятий осуществляется в Оренбургской обл. (14 тыс. семей обеспечены жильем), в Татарстане (1040 семей), в Баш-корстане (300 семей), в Республике Саха (Якутия) — (300 семей), Ямало-Ненецком автономном округе (200 семей) и Ростовской области (190 семей). Обеспеченность жильем сельского населения увеличилась с 20,7 кв.

м в 2002 г. до 24,8 кв. м в 2013 г. В 62 субъектах РФ приняты региональные программы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности. Инженерная инфраструктура на селе.

Всеми видами коммунальных услуг одновременно (водоотведением, отоплением, водоснабжением, электроплитами) в сельской местности оборудованы только 24,8% общей площади жилых помещений, тогда как в городе 77,4%. Ввод в действие отдельных объектов инфраструктуры в сельской местности представлен в табл. 5. Таблица 5 Ввод в действие отдельных объектов инфраструктуры в сельской местности iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Показатель 2000 г.

2010 г. 2013 г. Ввод в действие в сельской местности водопроводных сетей, км 636,4 1522,0 1646,2 газовых сетей, км 16,2 11,1 9,1 АТС, тыс. номеров 148,4 102,5 49,9 Линий электропередач для электрификации, с/х, тыс.

км напряжением 0,4 кВ 2,7 3,4 8,9 напряжением 6-20 кВ 3,0 2,9 5,9 Автомобильных дорог с твердым покрытием: общего пользования, местного регионального и меж- муниципального значения, тыс. км 5,6 1,5 2,0 необщего пользования в с/х, км 327,3 13,7 33,1 Источников]. 253 Как видно из данных табл.

5, уровень 2000 г. по вводу в действие большинства представленных в таблице объектов инфраструктуры не достигнут.

Рост отмечается только по вводу водопроводных сетей (в 2 раза), линий электропередач для электрификации сельского хозяйства.

Данные табл. 6 отражают также одну из важнейших проблем сельских территорий, без решения которой не может развиваться нормальная жизнь на селе — это строительство дорог.

По вводу автомобильных дорог самая печальная картина. Состояние автодорог остается неудовлетворительным.

В 62-х регионах более 50% автомобильных дорог, находящихся в собственности субъектов РФ, не отвечают нормативным требованиям. За последние годы автобусное обслуживание сельских территорий заметно ухудшилось, число маршрутов сократилось.

Уровень обеспечения питьевой водой сельского населения составил в 2013 г. 59,6%. Благоустройство жилищного фонда в сельской местности гораздо ниже, чем в городе.

Так, удельный вес площади оборудованной водопроводом в сельской местности 49%, а в городе 90%.

Водоотведением в 2012 г. обладали в сельской местности лишь 40% жителей, в городе 88% жителей. Отоплением оборудовано 61% жилой площади в сельской местности, 92% — в городе. Удельный вес жилой площади, оборудованной горячим водоснабжением, всего 27% на селе и 80% в городе.

Обеспеченность современными услугами связи сельского населения остается ниже, чем городского. В 2013 г. от общего числа пользователей сети Интернет только 20% жители села (в городе 69%). Местные инициативы граждан. В федеральных целевых программах предусматривается расширение масштабов поддержки местных инициатив сельских сообществ.

Так, для поддержания гражданских инициатив Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг.

и на период до 2020года» предусмотрело грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Квалифицированную консультационную помощь сельские жители могут получить в 50 субъектах РФ. Там функционируют 64 региональные и более 560 районных организаций сельского консультирования, в них работают 3,5 тыс.

консультантов. В 2013 г. оказано 770 тыс.

консультационных услуг, 60% консультационных услуг по разным направлениям получили фермеры и владельцы приусадеб- 254 ных хозяйств. Однако наблюдается нестабильность в финансовом обеспечении консультационной деятельности. Развитие кооперации. Решение задачи повышения занятости и доходов сельского населения требует поддержки малого и среднего бизнеса, кооперации, развития несельскохозяйственных видов деятельности на селе.

Подробно данная тема уже была нами рассмотрена в 2014 г. [7]. Система сельскохозяйственных кооперативов и союзов обеспечивает занятость и повышение доходов в сельской местности, способствует повышению качества жизни, а значит и привлечению молодежи в сельскую местность.

Сельская потребительская кооперация способствует активизации экономических связей в муниципальном образовании.

Ведомственная целевая программа

«О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годах»

и «Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 годах» содержат основные пути развития кооперации на селе.

Число зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого уровня на 1 января 2015 г.

составило 5649, в том числе 1691 кредитных.

Количество же работающих из них кооперативов всего 63%. Сдерживающими факторами развития кооперации в сельской местности являются: недостаточная господдержка, несовершенство действующих правовых, организационно — экономических и социальных механизмов, отсутствие или слабость кооперативной структуры на региональном уровне, низкие информированность и знания сельских производителей, недостаток необходимой инфраструктуры, отсутствие квалифицированных кадров, многое зависит и от понимания главами регионов значения кооперации. Развитие сельского туризма. В силу сезонности аграрного труда развитие несельскохозяйственных видов деятельности является важным источником занятости и доходов сельского населения.

В числе этих видов деятельности: сельский туризм, промыслы и ремесла.

Развитие их как несельскохозяйственного сектора позволит снизить безработицу и диверсифицировать источники дохода для сельских жителей, поспособствует росту их благосостояния и сохранению населенных пунктов. Развитие сельского туризма рассматривается и как форма отдыха городского населения, и как форма деятельности сельских жителей в целях дополнительного заработка.

Развитие агротуризма в настоящее время — это одно из основных направлений сохранения и разви- 255 тия сельских территорий.

По официальной статистике сегодня в России всего 1500 сельских гостевых домов, по неофициальной -приемом туристов на селе занимаются около 4 тыс. частных хозяйств. Развитие сельского туризма будет способствовать также сохранению так называемого сельского наследия (деревенской архитектуры, культуры, пейзажа), которое, как известно, утрачивается.

Сельский туризм стимулирует развитие малого бизнеса на селе и инфраструктуры (дороги, водоснабжение, торговля и т.д.).

Основные виды малого бизнеса на селе — это народные промыслы и ремесла, производство сувенирной продукции, торговля и социально-культурное обслуживание, заготовки и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, заготовка и переработка древесины, производство строительных материалов, строительство, перевозка пассажиров и грузов. Народные промыслы — это симбиоз культуры, производства и предпринимательства, альтернативная занятость сельского населения [8]. Местное самоуправление. В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные образования.

В России в сельской местности действует 29,2 тыс.

местных образования, в том числе 1,8 тыс.

муниципальных районов и 18,4 тыс. сельских поселений, объединяющих 153 тыс.

сельских населенных пунктов. В среднем на один муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений, 84 сельских населенных пункта и 31,5 тыс.

жителей, а на одно сельское поселение — около 8 сельских населенных пунктов и 1835 жителей. Более половины сельских поселений имеют число жителей от 0,5 до 2 тыс. чел., а 25% сельских поселений — 2 тыс.

чел. и более [9]. Малочисленные поселения часто не в состоянии решать отведенные к их ведению вопросы местного значения. Имеется существенная дифференциация бюджетных ассигнований муниципальных районов и сельских поселений. Согласно

«Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года»

доходная база муниципальных образований сокращается, доля местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета имеет тенденцию к сокращению.

Развитие сельских территорий находится по действующему законодательству в компетенции и в зоне ответственности субъектов РФ. В помощь их развитию действуют федеральные программы.

256 ФЦП реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета предусматриваются на финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; на развитие социальной и инженерной инфраструктуры и комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку.

Средства направляются на реализацию указанных мероприятий в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса. Прогнозируемые в рамках Программы объемы софинансирования за счет указанных средств определены на основе анализа прогнозных показателей, представленных субъектами РФ. Предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ осуществляется по результатам отбора государственных программ субъектов РФ (подпрограмм), направленных на развитие сельских территорий и разработанных исходя из перспектив развития агропромышленного комплекса.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Реализуемая в настоящее время ФЦП

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

по многим направлениям социального обустройства села не носит даже восстановительного характера, не обеспечивает возврат к предреформенным рубежам [10].

Кроме того, проведенный Счетной палатой РФ анализ выполнения

«Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.»

, а также оценка достижений ее целевых показателей, показали «отсутствие взаимосвязи объемов финансирования мероприятий и показателей госпрограммы, что и привело к тому, что расходы по направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» были осуществлены в объеме немногим более 30% плана» [12]. Перспективы и прогноз развития сельских территорий в значительной степени определяются состоянием агропромышленного комплекса и в первую очередь развитием сельского хозяйства. Наступивший 2015 г. для сельского хозяйства будет не простым в решении конкретных задач по импортозамещению.

Из-за повышения цен на семена, минеральные удобрения и ГСМ, возросшие банковские ставки, затраты сельхозпроизво- 257 дителей возрастут. Кредитные ресурсы будут доступны для аграриев, но процентные ставки будут великоваты.

Согласно антикризисному плану Правительства РФ АПК наравне с ОПК объявлен приоритетной отраслью.

Регионы вслед за федеральными разрабатывают свои антикризисные программы. Они декларируют, что намерены полностью выполнять социальные обязательства, бороться с безработицей, одновременно сократить на 5-15% госрасходы. Во многих российских регионах при существующей низкой плотности населения имеются значительные неиспользуемые или неэффективно используемые площади сельскохозяйственных угодий.

Предлагается направить средства на вовлечение в оборот заброшенных за годы реформ более 40 млн. га пахотных земель. На это ориентирует и Доктрина продовольственной безопасности страны.

Решение данной проблемы потребует весьма значительных затрат, так как большую часть этих земель надо осваивать заново, создавать необходимую инфраструктуру, строить жилье, дороги (для справки, по оценкам, чтобы заросшую лесом землю вернуть в оборот, надо потратить на 1 га минимум 10 тыс. долл.) [13]. В настоящее время в сельском хозяйстве еще не решены старые проблемы: нет достаточного насыщения внутреннего рынка отечественной сельскохозяйственной продукцией и, следовательно, сохраняется его зависимость от импорта; увеличивается разрыв в оплате труда в аграрном хозяйстве и промышленности; во многом, поэтому продолжается отток сельского населения в города, особенно в областях Нечерноземной зоны; сокращаются посевные площади, не развивается социальная сфера в большинстве сельскохозяйственных районов; самое главное, экономическая эффективность земледельческого труда остается по-прежнему весьма низкой. Наблюдается весьма заметное сокращение ресурсов труда и площади возделываемой земли [14].

Сокращение платежеспособного спроса населения в результате девальвации рубля, безусловно, скажется на объемах продаж на внутреннем рынке, ускорится инфляция, девальвация снизит доступность кредитов, а стоимость реализации новых инвестиционных проектов возрастет. Все это не может не сказаться на развитии сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, еще более усугубит обеспечение динамичного развития сельских территорий.

258 Какие моменты в развитии сельских территорий заслуживают внимание.

Первое — это нехватка рабочей силы на селе, которая может быть решена, как нам видится, тремя путями: за счет закрепления кадров на селе, притока населения из городов, и иммигрантов. Первые два пути трудно реализуемы (не комфортные условия жизни на селе, бедность, безработица, проблемы с образованием и медициной, преступность, рейдерство и коррупция), остаются мигранты из ближнего и дальнего зарубежья. Миграция рабочей силы влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах, куда происходит приток мигрантов.

Мигранты часто своим подходом к жизни мешают местному населению, создавая трудности и со сбытом продукции местного населения. Кроме того отношение их к обрабатываемой земле просто хищническое.

Потоки иммигрантов на сельском рынке труда должны быть управляемыми. Второе, — это усиление мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обеспечение прозрачности, объективности и оперативности при принятии управленческих решений в аграрной сфере.

Третье — это необходимость изменения принципа распределения средств на социальное и инженерное обустройство по сельским поселениям.

В настоящее время эти средства направляются только в населенные пункты, осуществляющие инвестиционные проекты в сфере АПК и создающие высокотехнологичные рабочие места. Раньше они направлялись туда, где в них была наибольшая необходимость для развития социальной и инженерной инфраструктуры.

Существующий сегодня принцип ведет к еще большему углублению региональной и поселенческой дифференциации в социально-экономическом развитии села. В настоящее время сельское хозяйство не может обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, так как само нуждается в крупных государственных инвестициях, ибо на селе не достигнуты равные с городом условия получения доходов и общественных благ. Литература и информационные источники 1.

Социальное положение сельской России. Занятость населения. 2014. http://www.gks.ru 2. Гайсин Р.С. От мотыги к нанотехнологиям.

[Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2013/03/ot-motyigi-k-nanotehnologiyam/ 3.

Статистические материалы развития агропромышленного производства России. М.: Россельхозакадемия, 2014. 4. Румянцева Е.Е. Нравственные законы экономики.

М.: Инфра-М, 2009. 259 5. Численность населения по полу и возрасту на 1 ян. 2014. htth //www. gks. ru. 6.

Российский статистический ежегодник.2014. [Электронный ресурс]. URL: htth //www.

gks. ru. 7. Скульская Л.В., Широкова Т.К. Проблемы и направления развития кооперации на селе //Научные труды ИНП РАН. М.: Макс Пресс, 2014. 8. Скульская Л.В., Широкова Т.К.

Сельский туризм и народные промыслы как дополнительный источник дохода сельского населения // Научные труды ИНП РАНМ. Макс Пресс, 2011. 9. Распоряжение Правительства РФ от 2 фев.2015 №151-р/ [Электронный ресурс]. URL: http:// mcx. ru 10. Ушачев И.

Основные направления социально-экономических исследований в аграрном секторе России //АПК: экономика, управление.

2014. № 4 11. Адулов Р, Адулов А., Юсуфов Р. Формирование личностно ориентированной модели управления сельскими территориями //АПК: экономика, управление. 2014. № 8. 12. http: //www. agronews.

ru/news/detail/13577 13. Иванова В., Гончаров В.

Реструктуризация продовольственного комплекса // Экономист. 2014. № 3. 14. Денисов В.И. Приоритеты совершенствования аграрной политики в России // Экономическая наука современной России. 2014. № 2. 260

Документ

Д.Медведев: Прежде чем мы перейдём к теме совещания, два слова о документе, который я только что подписал.

Это .Мы дополняем правила продажи отдельных товаров.

Согласно этому постановлению молочные продукты в каждом торговом зале должны быть размещены отдельно и сопровождаться указанием о том, что это продукты без заменителя молочного жира.Такая информация нужна, поскольку покупатель имеет право знать, что он приобретает. А в последнее время в нашей промышленности активно используются растительные жиры.

Эта технология позволяет увеличить срок хранения молочной продукции, снизить себестоимость. То есть там есть свои плюсы. Но далеко не всегда эти детали изложены на упаковке.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+