Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом последствия

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом последствия

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом последствия

Правовое регулирование

Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации». Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.С 2017 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ. По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия.

Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения

Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности.

Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации. ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц.

Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими. Предусмотренный порядок принудительного исключения из ЕГРЮЛ позволяет кредиторам, самому Обществу и иным заинтересованным лицам выразить свое несогласие с решением налогового органа. Это станет препятствием для завершения процедуры и потребует судебного решения о принудительной ликвидации либо запуска иного порядка ликвидации, в частности, добровольного прекращения деятельности или банкротства.

При отсутствии оснований для судебной ликвидации, равно как и инициирования других процедур прекращения деятельности, Общество сможет продолжить свою деятельность в обычном порядке.

Стадии ликвидации компании

Нормативным базисом исключения сведений из реестра является закон .

Регламент дополняют ведомственные инструкции, разъяснения ФНС РФ и судебная практика. Административный порядок включает следующие стадии:

  • Оповещение заинтересованных лиц. Информация о предстоящей ликвидации публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Статус официального издания за источником закреплен распоряжением . Сведения размещают не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения. В объявлении указывают порядок предъявления возражений, сроки и формы. Ждут заявлений от граждан и компаний в течение 3 месяцев. Отсчитывать срок лица, чьи интересы затрагиваются, должны со дня выхода сообщения.
  • Принятие решения. Руководитель налоговой инспекции рассматривает материалы, полученные в ходе мониторинга и проверки. Если все требования статьи 21.1 закона 129-ФЗ выполнены, издается акт об исключении сведений из ЕГРЮЛ. На этом этапе определяется ряд процедур, который должен быть соблюден. Порядок осуществления полномочий главы ИФНС закреплен к приказу . Регламентом на руководителя возложены функции представления территориальной инспекции, в том числе при проведении проверочных мероприятий. Правила принятия решений определяются внутренними положениями ведомства. На практике оформление документа носит автоматический характер.
  • Мониторинг. Налоговая служба создает реестр компаний-молчунов. Справочная база позволяет отслеживать так называемые брошенные фирмы. Если организация не сдает отчетные документы, инспекция начинает отсчет.
  • Проверка активности. Следующим этапом процедуры становится анализ движений по счетам. Для этого сотрудниками контролирующего органа делаются запросы в банк.

Если по истечении установленного периода возражений в налоговую службу не поступит, запись о юридическом лице удаляется из ЕГРЮЛ.

Организация утрачивает правоспособность и не может выступать в качестве самостоятельного участника отношений. Важно! Исключение фирмы из ЕГРЮЛ без решения суда не освобождает руководителей от ответственности. На должностных лиц налагают санкции в соответствии со статьями и . Препятствий для административной ликвидации немного.
Препятствий для административной ликвидации немного. Реализовать процедуру нельзя, если у организации имеются долги с не истекшей исковой давностью.

К этому случаю относят и предприятия с недоимками по страховым взносам или налогам. Остановить процесс налоговая инспекция обязана при получении возражений от кредиторов, собственников или иных заинтересованных лиц. Форма 38001 утверждена распоряжением .

Недопустимым является исключение из реестра компании, в отношении которой открыто производство о банкротстве. Разъяснения по этому поводу давал Конституционный суд РФ в .

Условия ликвидации в принудительном порядке

В принудительном порядке организация может быть ликвидирована на следующих условиях:

  1. Были зафиксированы грубые нарушения законодательства.
  2. Предприятие нарушало закон, увеличивая собственную конкурентоспособность.
  3. Деятельность осуществлялась без лицензии (если она требуется по закону).
  4. Отсутствие фактической деятельности. Доказательством служат операции, проводимые по расчетному счету. Если на нем не зафиксировано активности в течение предыдущих двенадцати месяцев, то это считается основанием для ликвидации компании.

Принудительная ликвидация юридического лица

Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

  1. а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

  2. деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;
  3. при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:
  4. деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  5. деятельность организации запрещена законом;
  6. при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  7. деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона.Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:

  1. пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО — 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  2. если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).
  3. аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  4. в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);

Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П.

Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).3.2.

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИСогласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ:«Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ).

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИСогласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ:

«Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)»

.Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ).

Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.Обратите внимание!При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:

  1. биржевая деятельность;
  2. осуществление внешнеэкономических операций;
  3. «деятельность кредитных организаций;
  4. деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  5. образовательная деятельность».
  6. деятельность в области связи;
  7. приобретение оружия и патронов к нему;
  8. использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  9. использование орбитально — частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  10. деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  11. страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
  12. деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  13. деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  14. осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  15. деятельность в области таможенного дела;
  16. использование результатов интеллектуальной деятельности;
  17. нотариальная деятельность;

Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:

  1. со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  2. с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  4. со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица.Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:«Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды.

Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества».Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах, на налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.Так, согласно Закону №129-ФЗ, налоговый орган вправе предъявлять иски, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.В качестве примера можно привести требования статьи 26 Закона №129-ФЗ, о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица.

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определённой конкретным актом законодательства.Обращаем Ваше внимание, что ФНС Российской Федерации с 17 июля 2005 года вправе ликвидировать юридическое лицо без решения суда.В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон №83-ФЗ), глава VII Закона №129-ФЗ дополнена новой статьей 21.1, а статья 22 — новыми пунктами.В соответствии с названными статьями Закона №129-ФЗ регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.При этом, согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ:«решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения».Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа».При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона №83-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра распространяется также на организации, которые были созданы до вступления в силу Закона №83-ФЗ и Закона №129-ФЗ.Прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Такое право ему предоставляет статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».Центральный Банк Российской Федерации вправе предъявить иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Это установлено статьей 23.1 Закона №395-1.Согласно статье 6 Закона №948-1, запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов . Таким образом, Федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет, либо может иметь, своим результатом ограничение конкуренции.

Источник: Материалы подготовлены группой консультантов-методологов . Рубрика: . Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

Правовые последствия ликвидации юридического лица

Результатом ликвидации является внесение в Единый госреестр юрлиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении юрлица ().

С этого момента прекращается правоспособность юрлица ().

Для него наступают основные правовые последствия:

  1. юрлицо прекращает существование как субъект любых правоотношений;
  2. некоторые права и обязанности ликвидированного юрлица могут переходить к иным лицам в силу указания закона, но универсальное (полное) правопреемство невозможно;
  3. юрлицо, являющееся работодателем, вправе осуществить увольнение наемных работников. Начинать эту процедуру он вправе еще с момента принятия учредителями/участниками решения о ликвидации либо вынесения судом соответствующего решения.
  4. имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации, передается его учредителям/участникам, обладающим правами на него (кроме случаев, когда между ними имеется спор, — тогда имущество продается ликвидаторами с торгов);

Ликвидация по иску налогового органа

В случаях, установленных , ликвидацию могут инициировать уполномоченные органы. Иск о ликвидации юридического лица может подать государственный орган или местный орган власти.

В последнее время распространена практика ликвидации налоговым органом в связи с недостоверностью адреса. Что это значит? Как правило, это происходит в том случае, если общество при регистрации «купило» адрес, то есть предоставило информацию об адресе, где находиться не планировало.

Налоговыми органами выработаны критерии, при которых начинаются проверки. Если ООО зарегистрировано менее года назад, то это десять организаций по одному адресу. Если более года, то пятьдесят (). То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных.
То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона.

При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (). Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации.

Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества ().

Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  1. суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  2. у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.

Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.

Основные нормативные документы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Читайте также:

Вопросы по теме Задать свой вопрос

Когда принудительная ликвидация невозможна

Не во всех случаях налоговый орган может упразднить компанию самостоятельно, даже при наличии оснований. Принудительное закрытие ООО невозможно в нескольких случаях:

  1. Судом уже было принято решение о начале процесса банкротства в отношении фирмы.
  2. Организация имеет долги перед государством, срок давности которых ещё не истёк, и нет средств на их погашение.

В этой ситуации процедура упразднения усложняется тем, что ИФНС является заимодателем фирмы-должника, а при принудительной ликвидации налоговая служба должная будет завершить процесс в трёхмесячный срок.

Принудительная ликвидация через суд и его последствия

Принудительная ликвидация действующей фирмы может быть осуществлена по инициативе ФНС только в судебном порядке.

Налоговый орган должен собрать факты, подтверждающие неоднократное нарушение закона в ходе финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой организацией.

Готовится аргументированный иск, дополнительно подтверждённый документами, удостоверяющими факт нарушения законодательства.

Если суд его удовлетворит, то формируется комиссия для принудительной ликвидации ООО по инициативе налоговой. Уполномоченная группа лиц закрывает счета в банках, формирует промежуточный баланс (ПЛС), принимает требования со стороны кредиторов и проводит аудит ООО для выявления причин, приведших к принудительной ликвидации.
Уполномоченная группа лиц закрывает счета в банках, формирует промежуточный баланс (ПЛС), принимает требования со стороны кредиторов и проводит аудит ООО для выявления причин, приведших к принудительной ликвидации.

Формируется окончательный баланс (ОЛС) и осуществляется оплата госпошлины в размере 20% от той суммы, которая была уплачена при регистрации фирмы.

Последствия заключаются в исключении ООО из ЕГРЮЛ и выдаче соответствующего свидетельства, которое направляют основному учредителю и руководителю организации.

Основания и условия

На основании п.

2 ст. 61 Гражданского кодекса допускается ликвидация как по инициативе учредителей, так и уполномоченного органа.

Причины для по решению учредителей могут быть разнообразными, но в любом случае речь идет о добровольном прекращении деятельности. Когда в процессе ликвидации становится очевидно, что юрлицо не способно исполнять свои обязательства перед бюджетом и контрагентами, то это означает, что необходимо инициировать процедуру банкротства (с учетом положений п.

4 ст. 62 Гражданского кодекса).В отличие от добровольной ликвидации компании принудительная осуществляется только в судебном порядке. Основаниями принудительной ликвидации по п.

3 ст. 61 Гражданского кодекса могут стать:

  • Иные установленные законодательством случаи.
  • Ведение запрещенной законодательно деятельности либо неоднократное нарушение закона и неустранение законных предписаний контролирующих инстанций.
  • Ведение деятельности без необходимых лицензий или допуска к работе.
  • Деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции РФ.
  • Нарушение действующего законодательства в процессе регистрации компании, если его невозможно устранить.
  • Систематическое осуществление НКО, общественной и религиозной организацией, благотворительным фондом деятельности, которая противоречит уставным целям компании.

Вышеперечисленные основания позволяют ликвидировать действующее юрлицо.В случае когда на судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации будет установлено, что компания фактически прекратила свою деятельность, то заявление о ее ликвидации подлежит оставлению без рассмотрения.

В подобном случае возбуждается дело о несуществующего должника.Косвенным свидетельством невозможности установления места пребывания может стать отсутствие сведений о месте пребывания учредителей, отсутствие операций по счетам в течение последнего года и пр.Решение суда о ликвидации из-за неоднократного или грубого нарушения закона принимается с учетом тяжести совершенных проступков.

Существуют определенные условия, неисполнение которых может повлечь ликвидацию.

В качестве примеров можно выделить:

  • На основании п. 3 ст. 7 ФЗ-14 законодательно установлено ограничение общей численности участников ООО в 50 человек. Превышение указанного числа влечет за собой необходимость преобразования в ОАО в течение года. Если общество не исполнит эту норму, то оно должно быть ликвидировано.
  • Когда по окончании второго и последующего финансового года стоимость чистых активов общества достигнет критического уровня (меньше минимального значения уставного капитала на момент регистрации), то общество нужно ликвидировать.
  • При неполной оплате размера уставного капитала компании в течение года юрлицо должно уменьшить величину уставного капитала до фактически оплаченного размера или выпустить решение о закрытии.
  • Аналогичное правило содержится в отношении непубличных компаний. По нему численность акционеров не может превышать 50 человек либо его следует преобразовать в публичную.

С учетом при принятии решения о принудительном закрытии компании суды руководствуются Постановлением Конституционного суда от 2003 года №14-П.

Здесь приводится одна важная рекомендация: хотя в п.

2 ст. 61 ГК нет конкретного перечня положений, которые могут являться основанием для ликвидации при неоднократном нарушении закона, суды не могут принимать решение о ликвидации по формальным основаниям. То есть если компания несколько раз несущественно нарушит закон, закрыть ее за это не вправе.По рекомендациям Конституционного суда неоднократные нарушения в совокупности должны быть столь существенными и серьезно ущемлять права и свободы граждан, чтобы позволить суду принять решение о ликвидации юрлица.В Постановлении Конституционного суда от 2003 года №14-П также подчеркивается, что само по себе нарушение нормативно-правовых актов при создании юрлица или в процессе его работы не является основанием для закрытия компании, если они устранимы.Например, если участники общества допустили ошибку в наименовании, или их устав противоречит положениям закона о юрлицах, то может быть запущена процедура их принудительной ликвидации, только если это неустранимо.Веским условием для ликвидации юрлица является ведение им деятельности без лицензии.

На основании п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса вправе заниматься некоторыми видами деятельности только при наличии действующей лицензии или разрешения на ведение деятельности в данной сфере.Вопросам лицензирования посвящен ФЗ-99 от 2011 года «О лицензировании.».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+