Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Земельное право - Понятие земли сельскохозяйственного назначения

Понятие земли сельскохозяйственного назначения

Понятие земли сельскохозяйственного назначения

Аренда

101-ФЗ допускает предоставление участков, находящихся в долевой собственности, в эксплуатацию. Соответствующий договор может заключаться как со всеми совладельцами, так и с одним субъектом, действующим согласно доверенности. Земельный фонд – уникальный ресурс страны. Его охрана является приоритетной задачей государства.

В этой связи, в действующем законодательстве закрепляются строгие правила, в соответствии с которыми допускается распоряжение наделами.

Что касается аренды, то нормами установлено требование о нотариальном заверении доверенностей, наделяющих лиц полномочиями на оформление соответствующих соглашений, которые выдаются собственниками. Удостоверение документа может также осуществляться должностными лицами территориальных органов власти.

Понятие земель сельхозназначения

Согласно Статье 77 Земельного Кодекса РФ, к данной категории относятся земли, которые располагаются за пределами какого-либо населенного пункта и предназначаются для сельскохозяйственных нужд.Законодательно выделяются следующие категории земель сельхозназначения:

  1. сельскохозяйственные;
  2. несельскохозяйственные.

Хотя на первый взгляд кажется, что вышеупомянутые разновидности угодий имеют противоположное назначение, все они подчинены общей цели – обеспечению необходимых для сельскохозяйственного производства условий. Все действия, которые можно выполнять с этими угодьями, регламентирует Закон об обороте земель сельхозназначения.

Правовой режим сельскохозяйственных земель

Принципиальное отличие друг от друга перечисленных выше угодий заключается в порядке определения и содержании их правового режима. Определенное для всей категории сельскохозяйственных земель целевое назначение земельных участков конкретизирует градостроительный регламент, который является составным элементом правил землепользования и застройки для угодий несельскохозяйственного назначения.

Для сельхозугодий градостроительный регламент не установлен (часть 6 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации), следовательно, актуальны общие правила о целевом назначении. Из вышесказанного вытекает необходимость отличия сельскохозяйственных земель в качестве категории земель из земельного фонда Российской Федерации и территориальной зоны сельхоз использования, которая определяется после проведения градостроительного зонирования административно-территориального образования.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Добрый день! Не каждый участок, который выделяется для осуществления садоводческой или огороднической деятельности, дает возможность строить жилые здания на своей территории. Основной целью таких построек является постоянное проживание в нем.

Хотя получить разрешение на регистрацию в данном помещении бывает очень сложно.

Земельные участки, которые предназначены для садоводства или огородничества, обычно относятся к категории сельскохозяйственных земель, но также они могут быть в составе земельных участков поселений. Категория земельного участка влияет на то, можно возводить на нем жилое здание, или нет. На сельскохозяйственной земле можно возводить следующие хозяйственные постройки, в соответствии с классификатором: сарай; баня; теплица; гараж; садовый домик, который не предназначен для проживания, иные сооружения для хозяйственного предназначения.

На законодательном уровне не запрещается строительство на земле, которая выделена для огородничества или садоводства, хотя необходимо помнить, что не каждое здание можно возвести.

Статья 40 ЗК РФ и статья 263 ГК РФ гласят, что владелец земли правомочен строить на своей собственности здания по своему желанию. Для того чтобы строить жилое здание на земле, надо узнать о категории земельного участка, а узнать это надо в ближайшее время. Надо помнить о том, что строительство жилого здания запрещено на участке земли, который предназначен для осуществления сельскохозяйственной или огороднической деятельности.

Соответственно, в нем не получится прописать никого.

Из сложившейся ситуации можно найти выход, например, изменить назначение угодий или построить на территории садоводческого участка садовый домик, а в него провести коммуникации (тепло, газ, свет и прочее).

А для смены статуса нежилого сооружения на жилое надо просто написать заявление в орган местного самоуправления. Если земельный участок находится в рамках муниципального образования, то возведение на его территории жилого дома на законодательном уровне не запрещено, хотя имеются нюансы. Жилой дом предназначен для постоянного проживания человека и дает возможность зарегистрироваться в данном помещении только в том случае, если гражданин является владельцем дома или же получил разрешение в письменной или устной форме.

Предназначение садовых домиков – сезонный отдых весной и летом.

Проживать в них долгое время нельзя, потому что не проведены коммуникации. Чаще всего их используют для хранения сельхоз инвентаря.

Собственники такой недвижимости проживают в садовых домиках в весенний период несколько дней и в летний период, когда сад и огород требует ухода. Частный же дом предназначен для проживания в любое время года, к нему подведены все коммуникации, и в нем можно провести время с комфортом.

Важно! Садовый домик может преобразоваться в жилой, причем большинство собственников проводят эту процедуру, только домик должен соответствова должен соответствовать следующим критериям: безопасность. Нормы безопасности должны быть соблюдены, и подключены все коммуникации; земля, на которой построено здание, должна принадлежать владельцу постройки и не должна быть под обременением.

Если же участок соответствует критериям, идем в органы местного самоуправления с заявлением. Если на участке, который принадлежит гражданину РФ, строительство жилого здания запрещено по каким-либо причинам, тогда надо выяснить, может, есть возможность смены ВРИ на: индивидуальное жилищное строительство.

Преимущество этого варианта в том, что инженерные сети и инфраструктура создается за счет государства. В этом случае обязательным является проект, разрешение на строительство и согласование в различных организациях. Для этого варианта земельный участок должен относиться к землям населенных пунктов; для ведения дачного хозяйства.

При этом варианте земля будет меньше стоить, соответственно, налогов надо будет платить меньше.

При этом варианте здание можно оформлять в рамках «дачной амнистии»; личное подсобное хозяйство на территории муниципального образования. Площадь может быть большой, но в этом случае процедура для оформления строения будет упрощенной; крестьянское фермерское хозяйство подходит владельцам-фермерам. Площадь земли может быть большой.
Площадь земли может быть большой. Земли, предназначенные для садоводства, отличаются от других плодородностью почвы, она высокая.

Для того чтобы ВРИ изменить у такой земли, надо представить доказательства ухудшения плодородности почвы или же иметь полное обоснование для этой процедуры.

Запрещенные сооружения ВРИ изменяется в зависимости от вида территории, на которой находится земельный участок. Если категория земли запрещает возводить на ней постройки, тогда на ней нельзя возводить и использовать эти постройки. На земле, предназначенной для садоводства, которая относится к жилой или сельскохозяйственной зоне, запрещено возводить: промышленный объект; деловое, коммерческое, бытовое и коммунальное строение; объект здравоохранения, социальной или культурной сферы; торговый комплекс или магазин; инфраструктурное сооружение.

Статьей 51 Градостроительного кодекса России установлено, что строительство разрешается только для следующих объектов: гараж на участке, предназначенном под садоводство; вспомогательное сооружение, которое не относится к капитальному строительству (сарай, навес, ангар).

Получить разрешение на строительство жилого или садового домика не нужно. Хотя если земельный участок располагается на территории садоводческого некоммерческого объединения, владелец должен соблюдать нормы статьи 34 Федерального закона № 66-ФЗ и Строительным нормам и правилам СП 53.13330.2011. Данные нормы обязывают собственника при строительстве учитывать территориальный проект межевания либо планировки.

Свод правил застройки садоводческих объединений утверждается на собрании. Также им определяют различные параметры, особенно: планировочные решения индивидуальных земельных участков; качество и внешний вид ограждений; удаленность объектов строительства от других объектов и ограждения; обустройство компостной ямы; удаленность от дороги жилого здания. Вступительные и членские взносы идут на территориальное обустройство объединения.

Также из средств общего бюджета обеспечивается охрана участков объединения и самой территории, шлагбаум и пропускной пункт. Если есть необходимость, то общим собранием определяется местоположение баков для отходов и порядок вывоза мусора. Если владелец участка нарушает правила, тогда объекты строительства признаются самовольными, и судебным решением собственника обяжут убрать этот объект (статья 222 ГК РФ).

Как изменить категорию земли для садоводства Такие вопросы решают органы местного самоуправления. Владельцу участка земли надо пойти в любое отделение со следующим пакетом документов: документальное подтверждение личности заявителя; заявление об изменении категории земельного участка; документы на участок земли; выписка из Единого государственного реестра недвижимости с описанием участка; проект планировки территории; графическая схема с отметкой объекта недвижимости; доверенность, заверенная нотариально, если в ней есть необходимость. Помните, что для скорого разрешения вопроса надо уточнить перечень документов у сотрудника органа местного самоуправления.

Список не окончательный и может изменяться в отличие от ситуации. После того как заявление будет передано, владелец получает на руки расписку с указанием даты принятия и перечня принятых документов. По закону срок рассмотрения не должен превышать одного месяца.

Вам не нужно лично присутствовать на слушании, чтобы получить разрешение на строительство.

А все потому, что открытых заседаний по данным делам не проводится.

Могут возникнуть проблемы с земельными участками, которые выделялись для осуществления садоводства. В отличие от земельных участков на территории населенных пунктов они более плодородные.

Для получения разрешения надо доказать, что почва стала менее плодородной за последнее время.

После изучения материалов дела глава органа местного самоуправления выносит решение (вердикт): удовлетворение требований владельца; отказ в удовлетворении требований собственника. Отказ обжалуется в судебном порядке.

При положительном решении данные об участке земли вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по истечении 15 дней после оглашения вердикта. После этого любой может обратиться в органы Росреестра для внесения новых сведений в реестр.

Основные правила расположения постройки на садовом участке Важно! СНиПом 30-02-97 установлено, что при возведении на участке земли постройки надо соблюдать нормы по минимальному расстоянию до границ межевания с соседским участком: жилая постройка должна быть на расстоянии 3 метров от стены или выступающей части дома более чем на 50 сантиметров от нее; помещения для животных на расстоянии 4 метров; хозяйственные постройки на расстоянии 1 метра. Также не стоит забывать про необходимые промежутки между постройками на земельном участке до уличного туалета и других построек для животных и компостной ямы или кучи: от погреба до жилого дома расстояние не меньше 12 метров; от душа (бани) до жилого помещения на расстоянии 8 метров; от колодца на расстоянии 8 метров.

Обратите внимание, что возможность строить дом на земельном участке, предназначенном для садоводства, близко от соседских построек описывается в уставных документах садоводческого некоммерческого товарищества. Товарищества могут внести дополнительные к СНиПу нормативы или же немного снизить требования.

Если некоторые пункты регламента не соблюдены, это не обязательно, что надо будет сносить постройку, достаточно будет устранить несоблюдения или передвинуть мелкие строения. Строения и дорожки не должны занимать территорию более 25%.

Помните, что участок должен использоваться по назначению. Российское законодательство устанавливает возможность сноса построек, которые производились самовольно, но основанием этому может служить только обоснованное решение органа местного самоуправления или суда.

Такое возможно: при постройке на участке земли, который не принадлежит лицу, возводившему здание. Если право собственности на земельный участок в садоводческом некоммерческом товариществе или ином объединении на документальном уровне не оформлено, не стоит начинать стройку; при нарушении норм и правил строительства в момент стройки жилого здания. В большинстве подобных случаев придется сносить постройку, если нарушение норм угрожает окружающей среде или безопасности людей; при ущемлении прав иных лиц, например, соседей.

В случае наличия земельного участка под садоводство надо узнать, какие постройки разрешено строить на нем. Может лучше будет переоформить предназначение земельного участка.

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и приведенные участвующими в деле лицами доводы в соответствии с правилами , , Арбитражного процессуального кодекса РФ, руководствуясь Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», , , Земельного кодекса РФ, — Земельного кодекса РФ, действовавших на момент принятия оспариваемого постановления, , Гражданского кодекса РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации Новосибирского района Новосибирской области от 21.01.2015 N 92-апа о предоставлении МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 54:19:164801:188 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав товарищества.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд округа, руководствуясь , , Налогового кодекса, , , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального от 15.04.1998 N 66-ФЗ

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

, Федерального от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве», принимая во внимание Положения о земельном налоге, утвержденные решением Череповецкой городской Думы от 26.10.2010 N 177, исходил из того, что спорный земельный участок предоставлен обществу в собственность из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «эксплуатация комплекса зданий» для целей эксплуатации ипподрома и конюшни, и для сельскохозяйственной деятельности (животноводство) не использовался. При рассмотрении настоящего спора суды руководствовались положениями , Налогового кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, и, оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, пришли к выводу, что спорный земельный участок не использовался в проверяемый период для сельскохозяйственного производства, тогда как факт использования налогоплательщиком указанного земельного участка для вышеуказанных целей имеет существенное значение для установления наличия у него права на применение пониженной ставки земельного налога. Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями , Налогового кодекса, , , , Земельного кодекса, , Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

(далее — Закон N 66-ФЗ), пришли к выводу о законности оспариваемых решений налоговых органов с учетом отсутствия оснований для применения обществом пониженной ставки земельного налога.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями , , , Земельного кодекса Российской Федерации, , Налогового кодекса, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

(далее — Закон N 66-ФЗ), исходил из недоказанности обществом использования земельных участков в сельскохозяйственной деятельности и признал оспариваемые решения законными, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды, кадастровую выписку земельного участка, руководствуясь , , АПК РФ, , , Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

(далее — Закон N 101-ФЗ) в редакции Федерального от 02.12.2013 N 327-ФЗ, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признали незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды и обязали Управление Росреестра зарегистрировать данный договор. Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции, не принимая какого-либо решения по существу спора, указал на необходимость надлежащей оценки судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу и вынесения обоснованного решения с учетом применения и толкования , , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, — Градостроительного кодекса Российской Федерации, положений Федерального от 21.12.2004 N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

.

Суд при вынесении решения руководствовался , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, , , , Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и исходил из того, что в нарушение Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кооператив не представил надлежащие доказательства наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с предписаниями , — Земельного кодекса Российской Федерации, , , , Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

, , , , Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих спорное правоотношение.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального от 24.07.2002 N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, Федерального от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», установив, что испрашиваемый земельный участок по сведениям государственного кадастрового учета относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», пришли к выводу о том, что право заявителя на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201010:3 не может быть реализовано на основании Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в связи с включением данного участка в границы населенного пункта.

Вузру

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения закреплены в ст. 77 ЗК РФ. В соответствии с которой таковыми признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйственные угодья и земли, на которых расположены коммуникации, лесные насаждения, необходимые для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водные объекты, а также здания, сооружения, предназначенные для организации производства сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья – земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. К сельскохозяйственным угодьям отнесены: пашня, залежь, кормовые угодья (сенокосы и пастбища), многолетние насаждения. К несельскохозяйственным угодьям отнесены земли под водой, включая болота, лесные площади и земли под лесными насаждениями, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли.

К несельскохозяйственным угодьям отнесены земли под водой, включая болота, лесные площади и земли под лесными насаждениями, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли. Учету подлежат также оленьи пастбища, предоставленные хозяйствующим субъектам для северного оленеводства. Оленьи пастбища представляют собой территории, расположенные в таких природных зонах, как тундра, лесотундра и северная тайга, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя.

Ввиду высокой ценности имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения – сады, виноградники). По этому же основанию выделяют особо ценные продуктивные угодья опытно-производственных подразделений научных и образовательных организаций высшего образования, а также угодья, стоимость которых превышает средний уровень по муниципальному образованию.

В отношении данной категории земель, как основного средства сельскохозяйственного производства, устанавливается особый правовой режим использования и охраны, направленный на сохранение и повышение плодородия, предотвращение развития возможных негативных последствий в процессе использования. Возникновение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного необходимо рассматривать с позиции того, кому принадлежит право собственности на земельный участок.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Возникновение и прекращение прав на земельные участки является результатом совершения сделок, к которым применяются правила и ограничения, связанные с оборот этих земель. Большинство сделок с земельными участками составляют договоры.

Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух и более лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей.

В отличие от иных категорий земель, особенность правового режима земель сельскохозяйственного назначения заключается в ограничении гражданско-правового оборота. Федеральный закон «Об обороте сельскохозяйственных земель» предусматривает ряд таки ограничений, а именно:

  1. преимущественное право субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка (за исключением его продажи с публичных торгов);
  2. установление размера площади сельскохозяйственных угодой, расположенных в границах одного муниципального образования, которые могут находиться в собственности у одного лица;
  3. пользование участком в соответствии с целевым назначением;
  4. наличие особенностей предоставления земельных участков иностранным гражданам, юридическим лицам и лицам без гражданства.

Возникновение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при купле-продаже земельного участка, его аренде и предоставлении в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Возникновение каждого из указанных прав на земельные участки имеет свою специфику и особенности, характерные обороту только данной категории. Так при продаже земельного участка на собственника возложена обязанность должным образом (под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении) известить исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления, если данное право в соответствии с законом субъекта РФ возложено на орган МСУ, о своем намерении.

В извещении указывается цена, размер и срок, в течение которого должна произойти расчет.

В случае если государственный орган или орган МСУ откажется от покупки или в течение 30 дней не выразит позицию по данному вопросу, собственник имеет право продать земельный участок по цене, не ниже указанной в извещении. Таким образом, органу власти субъекта РФ, органу местного самоуправления принадлежит преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

При несоблюдении данного правила совершенная сделка считается ничтожной. Стоит отметить, что иностранным гражданам и юридическим лицам законом запрещено приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Они имеют права пользоваться земельными участками лишь на праве аренды.

Второй способ приобретения прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, поставленного на государственный кадастровый учет, является его передача в аренду.

При этом нет ограничений по площади земельных участков, находящихся у одного арендатора. Также в договоре аренды может быть предусмотрен переход права собственности на земельный участок арендатору по истечении срока аренды.

Стоит отметить, что норма п. 8 ст. 9 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

предусматривает преимущественное право на пролонгацию договора аренды при должном исполнении своих обязанностей арендатором. Следующим способом возникновения прав является предоставление в собственность или аренду земельного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности.

Действующее земельное законодательство уделяет особое внимание данному способу, поскольку в советский период в России не существовало частной собственности на земельные участки.

Несмотря на начавшийся в 1990 г. процесс приватизации государственного имущества, большая часть земель до настоящего времени находится в государственной собственности. За этот период была проделана огромная работа, выработаны принципы, регулирующие правоотношения этой сферы и этот процесс не останавливается.

Доработка и оптимизация земельного законодательства идет и по настоящее время.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

  1. в случае предоставления в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения органа власти;
  2. в случае предоставления в собственность за плату, аренду и безвозмездное пользование оформляется соответствующий договор (договор: купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования).

Земельным Кодексом ограничен круг лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование. К ним относятся: органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, а также центры исторического наследия президентов, ранее замещавших эту должность. Продажа (приватизация) и предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимого в форме аукциона и без проведения торгов.

Срок предоставления земли в аренду варьируется от трех до сорока девяти лет.

Для сенокошения и выпаса скота земельный участок предоставляется сроком до трех лет, крестьянским (фермерским) хозяйствам, вне зависимости от организационно-правовой формы, на пять лет.

При этом гражданин или юридическое лицо, которому предоставлен земельный участок в аренду, по истечении трех лет, при условии отсутствия не устранённых нарушений законодательства при использовании этого участка, имеет право приобрести этот участок в собственность или заключить новый договор аренды без торгов. Земельным Кодексом предусмотрены случаи, при которых договор аренды заключается без проведения торгов:

  1. гражданином, крестьянским (фермерским) хозяйством для сенокошения и выпаса скота;
  2. для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения не поступило иных заявлений от граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств об участии в аукционе;
  3. постановления и распоряжения Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ для реализации масштабных инвестиционных проектов;
  4. земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов на основании заявления в течение шести месяцев с момента как прошла государственная регистрация права муниципальной собственности на этот участок. В остальных случаях земельные участки предоставляются на торгах (аукционах).
  5. на основании заявления о предоставлении земельного участка:
  6. крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующих в программах государственной поддержки в сфере сельского хозяйства, при условии отсутствия иных заявлений;
  7. земельный участок предоставляется юридическим лицам на основании указа и распоряжения Президента;

Нормами Гражданского Кодекса, Земельного Кодекса и Федерального закона от 24 июля 2002 г.

№ 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

предусмотрено принудительное изъятие земельных участков и прекращение права на них, в случае использования не по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства.

Статья 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает: принудительное изъятие земельного участка у собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного пользования, право аренды в судебном порядке.
№ 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

предусматривает: принудительное изъятие земельного участка у собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного пользования, право аренды в судебном порядке.

Земельный участок может быть принудительно изъят у собственника, если он используется с нарушениями требований законодательства, которые повлекли снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде. Законодательством предусмотрена возможность принудительного изъятия земельного участка также, если в ходе проведения проверок органом государственного земельного надзора выявлены факты неиспользования земельного участка в течение трех и более лет или использование такого участка не по целевому назначению. По результатам обследования составляется акт, и в случае нарушений выдает правообладателям земельных участков обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.

В случае не устранения нарушений в установленный срок орган государственного земельного надзора одновременно с назначением административного наказания передает материалы, подтверждающие факт правонарушений в орган исполнительный власти субъекта.

Помимо этого подает в исполнительный орган, наделенный полномочия в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, заявление о невозможности регистрации любых сделок в отношении рассматриваемого земельного участка. После того как в орган исполнительной власти субъекта поступили материалы проверки, он обращается в суд с ходатайством об изъятии данного земельного участка. В течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на орган испытательной власти субъекта возложена обязанность проведения публичных торгов по продаже рассматриваемого земельного участка.

При этом законодательство ограничивает круг лиц, имеющих право участия в торгах.

Так юридические лица, учредителем (участником) которых является бывший собственник земельного участка, работники организаций, проводивших оценку земельного участка, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления и члены их семей не имеют права участвовать в торгах.

При нарушении указанного правила, сделка, заключенная по результатам торгов, является недействительной. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком также осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка. Особенность принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и созданных такими академиями наук и (или) подведомственными им учреждений) заключается в его осуществлении на основании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных распоряжаться такими земельными участками.

В земельном законодательстве (в ст.

45 ЗК РФ) приведено конкретное определение понятия ненадлежащего использования земельного участка.

Рассмотрим следующие виды нарушений, которые могут повлечь принудительное изъятие земельного участка:

  1. невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
  2. порча земель;
  3. невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
  4. использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования (в том числе если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, что соответствует основанию, приведенному в ст. 285 ГК РФ);
  5. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение трех лет (соответствует основанию, приведенному в ст. 284 ГК РФ);

При этом признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации № 369 от 23.04.2012 г. Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  1. на пастбищах не производится выпас скота;
  2. на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  3. на сенокосах не производится сенокошение;
  4. закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
  5. залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  6. на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  7. залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  8. на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

Таким образом, можно сделать вывод, что на субъекты, имеющие права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, возложена обязанность использовать их по целевому назначению и вести свою деятельность в соответствии с режимом использования земель. Categories

Что значит «земля сельскохозяйственного назначения»?

В России каждый земельный участок имеет свое назначение.

Оно определяется кадастровой службой.

Основная особенность режима состоит в повышенных требованиях к условиям охраны почвенных и водных ресурсов, расположенных на них.Земля сельскохозяйственного назначения определяется в 77 статье Земельного кодекса, как территория, не принадлежащая к населенному пункту, систематически используемая для сельскохозяйственных целей.Под использованием для сельскохозяйственных целей понимается не только возделывание земли или разведение скота, но и обслуживание технической инфраструктуры, построенной для этих целей.Так же под сельскохозяйственными целями понимается обслуживание водных объектов и водоохранной инфраструктуры, а так же здания, приспособленные под хранение и переработку сельскохозяйственной продукции.

Право собственности на сельхозземли

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  1. физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  2. юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  1. сдавать в аренду,
  2. передавать участок по наследству,
  3. передавать в залог.
  4. дарить,
  5. продавать,

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании, а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» .Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Земли сельскохозяйственного назначения

Согласно , в группу земель сельскохозяйственного назначения могут входить только те территории, которые отвечают следующим требованиям:

  1. расположены за границами поселения или муниципального образования;
  2. имеют сельскохозяйственное целевое назначение.
  3. передаются населению или компаниям для нужд сельского хозяйства;

Все вопросы, связанные с использованием территорий данной категории регулируются: Внимание.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Земельным кодексом РФ.
  2. .

В некоторых ситуациях используется .

Понятие земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения являются экономически ценной категорией земель.

Это земли, которые находятся вне жилых районов, как правило, далеко за населенными пунктами, имеют плодородную почву и выделяются специально для сельского хозяйства. К ним относятся:

  1. земли, выполняющие подсобное назначение (коммуникации, земли под производственными зданиями и хранилищами).
  2. угодья, на которых расположены пашни, сенокосы, пастбища, залежи, участки с многолетними насаждениями;

Наиболее подробно юридический статус этой категории земель регламентирован в Федеральном законе от 24.07.2002 № 103-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Земельном кодексе РФ. Земля, отнесенная к сельскохозяйственной категории, может использоваться для растениеводства, животноводства, размещения лесных насаждений, объектов аквакультуры и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Согласно Земельному кодексу, субъектами правоотношений с земельными участками сельскохозяйственного назначения могут выступать:

  1. коммерческие организации;
  2. казачьи общества;
  3. некоммерческие организации;
  4. научные и учебные учреждения, осуществляющие подготовку кадров в сфере сельского хозяйства.
  5. граждане, имеющие личные подсобные хозяйства или организовавшие крестьянско-фермерские хозяйства;

Органами исполнительной власти субъектов устанавливаются пределы минимальных и максимальных размеров угодий сельскохозяйственного назначения, которые могут принадлежать одному лицу в пределах муниципального района.

Таким образом, сельскохозяйственные земли — территория, предназначенная для осуществления деятельности, напрямую связанной с получением и переработкой сельскохозяйственной продукции и имеющие особый правовой статус.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; — хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; — некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; — казачьими обществами; — опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, сущность, классификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 332.2 Т. Н. Медведева, И. А. Артамонова ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т.

С. МАЛЬЦЕВА» T. N. Medvedeva, I. A. Artamonova LANDS OF AGRICULTURAL PURPOSE: CONCEPT, ESSENCE, CLASSIFICATION FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T.

S. MALTSEV» Аннотация. Авторы статьи изучили и обобщили мнения отечественных учёных относительно таких понятий, как земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования.

На основании анализа этих феноменов были выделены общие позиции, отмечены отличительные признаки. Приращение теоретических знаний отражено в авторской трактовке данных категорий. На основе законодательных документов в статье также представлена классификация земель сельскохозяйственного назначения, имеющая практическую значимость для дальнейших исследований.
На основе законодательных документов в статье также представлена классификация земель сельскохозяйственного назначения, имеющая практическую значимость для дальнейших исследований.

Ключевые слова: сельское хозяйство; земли сельскохозяйственного назначения; земли сельскохозяйственного использования; сельскохозяйственные угодья; классификация земель.

Татьяна Николаевна Медведева Tatyana Nikolaevna Medvedeva кандидат экономических наук доцент Введение.

Несмотря на урбанизацию населения село представляет (и будет представлять в дальнейшем) большой интерес для исследований. Именно здесь производится аграрная продукция, сырье для легкой и перерабатывающей промышленности. Более того, сельскохозяйственное производство является основой продовольственной безопасности страны, а для его устойчивого развития необходимо реализовывать мероприятия, способствующие не только повышению его эффективности, но и восстановлению производственной и социальной инфраструктуры.

Однако, изучая факторы, влияющие на производство аграрной продукции, особое внимание необходимо уделять эффективности использования сельскохозяйственных угодий (земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования) как важнейших элементов национального богатства страны и условий жизни любого общества. Рассматривая с экономической точки зрения значимость земли, подчеркнём, что она является, во-первых, главным средством производства в сельском хозяйстве, во- Summary.

Authors of article have studied and have generalized opinions of domestic scientists concerning such concepts as lands of agricultural purpose and lands of agricultural use.

On the basis of the analysis of these phenomena common positions have been highlighted, distinctive signs are noted. The increment of theoretical knowledge is reflected in author’s interpretation of these categories.

On the basis of legislative documents the classification of lands of agricultural purpose having the practical importance for further researches is also presented in article. Keywords: agriculture; lands of agricultural purpose; lands of agricultural use; agricultural grounds; classification of lands.

Ирина Александровна Артамонова Irina Aleksandrovna Artamonova вторых, основой для размещения и развития всех других отраслей экономики. Что касается общественной роли земли, то она обусловлена удовлетворением большого спектра потребностей человека, в частности физиологических, экологических, психологических, социальных, производственных, что объясняется, главным образом, её специфическими потребительскими свойствами. Следовательно, для полноценного изучения условий эффективного использования сельскохозяйственных угодий целесообразно проанализировать содержание основных категорий и понятий, имеющих непосредственное отношение к данному вопросу.

Методика. Исследование носит сугубо теоретический характер и базируется на изучении трудов отечественных ученых, сопоставлении и обобщении их мнений. Методами исследования послужил общий инструментарий экономической теории, основанный на анализе и синтезе, абстрактно-логическом мышлении, теоретических и ретроспективных заключениях. 10 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА Результаты исследования.

Все земельные ресурсы для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории, а вследствие различия природных, климатических и иных условий отличаются друг от друга качеством, своими природными характеристиками и показателями, имея, таким образом, специфичное экономическое и социальное значение в жизни общества.

В сельскохозяйственном производстве земля, являясь средством производства, выступает как предмет и средство труда. Учитывая эти обстоятельства, выделяют различные категории земельных ресурсов (согласно их целевому назначению).

Так, например, в аграрной отрасли наибольший интерес представляют земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные, в первую очередь, для нужд сельскохозяйственного производства (положение впервые сформулировано в ст. 21 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых 13 декабря 1968 г.). В настоящее время действующий Земельный кодекс Российской Федерации прямо указывает, что такие земельные участки находятся за пределами населенных пунктов, следовательно, их необходимо отличать от земель сельскохозяйственного использования, находящихся непосредственно в самих поселениях.

По сути, земли сельскохозяйственного назначения объединяются по целевому назначению использования, а земли сельскохозяйственного использования (включающие также земли Анализируя определения этих авторов, считаем целесообразным расширить содержательный аспект категории «земли сельскохозяйственного назначения», исходя из того, что земля (являясь основой аграрного производства) постоянно и интенсивно используется, а, следовательно, истощается. Таким образом, под землями сельскохозяйственного назначения следует понимать земли, находящиеся за границами населенных пунктов, предоставленные физическим и юриди- других категорий) — по основному хозяйственному назначению. Однако, солидаризуясь с действующим законодательством, подчеркнём, что и те, и другие земли используются в качестве сельскохозяйственных угодий.

Работа над понятийным аппаратом, его содержанием и особенностями — одна из центральных задач любого исследования. Рассматриваемые в статье категории также требуют уточнения и разграничения для последующей оценки эффективности использования земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве, поскольку это способствует более точному определению основных направлений землепользования и разработке системы мер, направленных на рост объемов производства продукции и, как следствие, повышение землеотдачи [1]. При использовании земельных ресурсов следует четко знать и понимать: к какой категории земель они относятся; какой вид разрешенного использования установлен в рамках данной категории; кто может выступать в качестве субъекта земельных отношений (руководствуясь при этом их правовым статусом и производственной необходимостью).

Изучая мнения ряда ученых в отношении понятия «земли сельскохозяйственного назначения», мы пришли к выводу, что принципиальных различий в подходах к определению данной категории всё же нет, однако имеют место некоторые уточняющие моменты [2-8].

В лаконичной форме трактовки учёных обобщены и представлены в таблице. ческим лицам для производства сельскохозяйственной продукции с целью получения экономической (или иной) выгоды, при условии рационального землепользования и сохранения плодородия почвы. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Руководствуясь положениями ряда федеральных законов и методическими рекомендациями Федеральной службы земельного кадастра, представим классификацию земель сельскохозяйственного назначения (рисунок). Таблица — Научные подходы к определению понятия «земли сельскохозяйственного назначения» Автор Суть определения Ссылка на источник И.

А. Минаков Л. А. Сабетова Н. И. Куликов В. А. Добрынин А. А. Никитенко Н. Я. Коваленко Относят к данной категории земли колхозов, совхозов, подсобных, учебно-опытных хозяйств и других землепользователей, которые используются для сельскохозяйственных целей: пашня, залежь, сады, виноградники, сенокосы и пастбища 2; 3; 4; 5 Н.

Т. Назаренко Относит только сельскохозяйственные угодья, с которых получают (или будут получать) продукцию: пашня, сады, виноградники, ягодники (многолетние насаждения), сенокосы и пастбища 6 Р. А. Алборов С. Р. Концевая Включают сельскохозяйственные угодья — земельные активы, приносящие экономическую выгоду от их хозяйственного использования 7 С. М. Дегтярева Включает земельные участки, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям и гражданам для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных 8 *Составлено авторами Рисунок — Классификация земель сельскохозяйственного назначения Что касается определения «земли сельскохозяйственного назначения», то при его формулировании необходимо учитывать, во-первых, требования к обеспечению продовольственной безопасности и удовлетворению потребительского спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции, во-вторых, потребности предпринимателей в получении высоких доходов от своей деятельности.

В связи с чем, расширяя содержание категории «земли сельскохозяйственного использования», подчеркнём, что к ним относятся земельные участки (из земель иных категорий), расположенные в черте населенного пункта и используемые гражданами для производства сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения своих потребностей в продуктах питания и (или) получения материальной выгоды от реализации излишков полученной сельскохозяйственной продукции. Согласно таблице, можно констатировать, что (практически) все авторы ведут речь об использовании (в той или иной мере) сельскохозяйственных угодий, состав которых в полном объеме определён Земельным кодексом Российской Федерации.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что земли в сельском хозяйстве используются для производства аграрной продукции и выделяются в самостоятельную категорию. При этом следует различать основные понятия: «земли сельскохозяйственного назначения»; «земли сельскохозяйственного использования»; «сельскохозяйственные угодья». В дальнейшем планируется определить границы изучаемых явлений и объективно произвести расчет показателей эффективности их использования.

Список литературы 1 Оценка уровня развития сельских территорий: от теории к практике / С.

Г. Головина, С. В. Пугин, Л. Н.

Смирнова [и др.]. — Курган : Изд-во Курганской ГСХА, 2015.

— 396 с. 2 Экономика сельского хозяйства / И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н.

И. Куликов [и др.] / под ред. И. А. Мина-кова. — М. : Колос, 2000. — 328 с. 3 Экономика сельского хозяйства: учеб.

пособие / под ред. В. А. Добрынина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.

: Агропромиздат, 1990. — 476 с. 4 Экономика сельского хозяйства: учеб.

/ под ред. А. А. Никитенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Колос, 1984. — 335 с.

5 Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков: курс лекций. — М. : Тандем; Экмос, 1998. — 448 с. 6 Назаренко Н. Т. Экономика сельского хозяйства. Микроэкономика сельскохозяйственных предприятий: учеб. пособие. — Воронеж : САСЕ, 1995. — 216 с. 7 Алборов Р. А., Концевая С.
— 216 с. 7 Алборов Р. А., Концевая С. Р. Развитие методики оценки и учета земельных активов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

— 2013. — № 12. — С. 29-32 8 Дегтярёва С.

М. Пути повышения экономической эффективности использования земельных ресурсов // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 23 (302). — С. 46 — 55.

Комментарий к Ст. 77 ЗК РФ

1.

Комментируемая статья определяет земли сельскохозяйственного назначения через их основное целевое назначение — использование для нужд сельского хозяйства, которое в данном случае понимается достаточно широко. Это прежде всего производство продукции растениеводства и животноводства, причем не только путем ведения товарного сельскохозяйственного производства, но и в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих и огороднических объединениях, а также размещение всего, что для ведения сельскохозяйственного производства необходимо: построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т.п. Другой упомянутый в данной статье признак сельскохозяйственных земель — нахождение за чертой поселений — не является, собственно, характерным только для данной категории земель, поскольку в соответствии со границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, а под чертой поселений в комментируемой статье имеются в виду, скорее всего, именно границы населенных пунктов.

По крайней мере больше нигде в законодательстве термин «черта поселений» в настоящее время не используется, да и само понятие «поселение» претерпело изменения и понимается так, как оно определяется ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления (городское поселение — это город или поселок, а сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов).

Тем не менее важно отделять земли сельскохозяйственного назначения от земель иных категорий, используемых в сельскохозяйственных целях.

Так, в соответствии с — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности; на таких лесных участках допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек. В составе земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования — это чаще всего индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки находящихся в черте города, поселка, сельского населенного пункта сельскохозяйственных организаций.

На такие земельные участки распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат.

2. Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см.

комментарий к ст. 79 ЗК). Однако, как уже отмечалось, в составе земель сельскохозяйственного назначения есть участки, занятые хозяйственными постройками аграрных предприятий, дорогами, а также так называемыми неудобьями (оврагами, балками, болотами, гарями).

Кроме того, на сельскохозяйственных землях могут находиться водоемы и лесопосадки. При этом согласно только такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, находясь в границах земельного участка (в том числе и из земель сельскохозяйственного назначения), принадлежат на праве собственности тому же субъекту, которому принадлежит данный земельный участок (все остальные водные объекты находятся в федеральной собственности). Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться только вместе с земельным участком.

Лесной кодекс не дает определения лесов и лесных насаждений; им установлено, однако, что леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Таким образом, на участках земель сельскохозяйственного назначения могут находиться леса; при этом согласно ЛК (ч. 2 ст. 6) использование, охрана, защита, воспроизводство таких лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

То есть в данном случае приоритетным является ведение сельскохозяйственного производства, а леса исполняют главным образом функцию защиты земель от неблагоприятного воздействия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земельного фонда, поскольку в нее входят наиболее ценные продуктивные земли.

Законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, осуществлением с ними сделок купли-продажи и т.д. При этом ЗК закрепляет лишь основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Под оборотом сельскохозяйственных земель данный Закон понимает сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения. Однако ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

распространяется не на все земельные участки из данной категории земель. Не регулируется этим Законом оборот земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями.

Отношения, связанные с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируют также следующие Федеральные законы: от 7 июля 2003 г.

N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» , от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 26 июня 2007 г.) , от 16 июля 1998 г.

N 101-ФЗ

«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». ——————————— СЗ РФ. 2003. N 28.

Ст. 2881. СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст.

1093; 2003. N 2. Ст. 160; Ст. 167; N 24. Ст. 2248; 2006. N 45. Ст. 4635. Отдельные субъекты РФ приняли законы о землях сельскохозяйственного назначения еще до вступления в силу ЗК, заполнив тем самым пробелы существовавшего на тот период федерального земельного законодательства.

Законы о земле субъектов РФ могут применяться к отношениям по поводу земельных участков, возникшим после принятия ЗК и ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

в той мере, в какой они не противоречат им. Следует также иметь в виду, что согласно п.

5 ст. 1 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

не допускается принятие субъектами РФ законов и иных нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому такие дополнительные правила и ограничения, если они содержатся в нормативном акте субъекта РФ, недействительны. Однако тот же Федеральный закон в целом ряде статей оставляет регулирование некоторых вопросов оборота земель сельскохозяйственного назначения на усмотрение субъекта РФ.

Так, ст. 10 этого Закона, определяющая порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливает, что субъекты РФ определяют: — средства массовой информации, в которых публикуются сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков; — цену, по которой добросовестный арендатор может приобрести земельный участок; — случаи бесплатной передачи гражданам на праве общей собственности земельных участков из сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования; — перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли; — случаи безвозмездного предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель; — случаи бесплатной передачи религиозным организациям земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования; — цену, по которой сельскохозяйственные организации и лица, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, могут приобрести в собственность земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

К настоящему времени большинство субъектов РФ приняли законы, регулирующие указанные отношения. Можно назвать, например, Законы: Нижегородской области от 17 июля 2003 г.

«Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области»

, Хабаровского края от 30 июня 2004 г. N 201

«Об особенностях регулирования отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Хабаровского края»

, Республики Коми от 5 марта 2005 г.

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми»

и др.

На территории тех субъектов РФ, где соответствующие законы еще не приняты, до их принятия действуют правила, установленные ст. 19.1 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. В частности, этой статьей установлено, что в указанных случаях приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с 1 января 2004 г.

(тогда как п. 4 ст. 1 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ). Поэтому, в частности, в спорных случаях предоставления в собственность участков из сельскохозяйственных земель, находившихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо выяснять, действовал ли на тот момент соответствующий закон субъекта РФ.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу ООО на решение арбитражного суда, который отказал в иске об обязании районной администрации предоставить в собственность земельный участок.

В марте 2003 г. истек срок действия договора аренды между районной администрацией и ООО, по которому последнему предоставлялся в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения сроком на 10 лет с правом преимущественного выкупа. ООО пыталось реализовать свое право преимущественного выкупа спорных земель, однако администрацией района в этом действии было отказано, в связи с чем истец обратился в суд.

Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано, так как на момент рассмотрения иска областной закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области, принят не был.

Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе заявитель просил оспариваемые судебные акты отменить, полагая, что Закон Ростовской области

«О регулировании земельных отношений в Ростовской области»

, определяющий момент, с которого возможна продажа земель сельскохозяйственного назначения, вступивший в силу 9 августа 2003 г., должен учитываться судом. Окружной арбитражный суд в своем постановлении совершенно справедливо указал, что в соответствии со ст.

82 ЗК условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам устанавливаются ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

.

Пунктом 4 ст. 1 этого Федерального закона предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Закон Ростовской области

«О регулировании земельных отношений в Ростовской области»

вступил в действие 9 августа 2003 г., следовательно, ссылки заявителя кассационной жалобы на неприменение судами указанных норм неосновательны, так как исковые требования заявлены им до вступления в действие регионального Закона.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+