Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Интеллектуальная собственность - Лицензирование деятельности управляющих компаний

Лицензирование деятельности управляющих компаний

Лицензирование деятельности управляющих компаний

Траектория движения

После того, как было введено обязательное лицензирование в сфере жкх по , был разработан специальный квалификационный экзамен, который является первой ступенью на пути к лицензированию управляющих компаний. Экзамен из себя представляет тестирование на компьютере. Проходить его должен руководитель УК или иное должностное лицо, которое имеет отношение делу.Экзаменуемому присваивается идентификационный код, после чего компьютер выдает 100 случайных вопросов. Нужно ответить хотя бы на 86 из них правильно за 120 минут.

Тогда экзамен будет засчитан. Кстати, проверить себя, узнать правильные ответы и потренироваться бесплатно можно на .

Запустить тестирование можно в режиме обучения или экзамена в зависимости от цели. 29813Но это только первая часть пройденного пути на получение лицензии управляющими компаниями. После получения квалификационного аттестата нужно идти за лицензией.

Как и где ее получить:

  • Соискатель на получение лицензии не должен числиться в реестре дисквалифицированных лиц, то есть не должен выступать фигурантом административного правонарушения или черного списка тех, чья лицензия аннулирована.
  • Обладателю квалификационного аттестата нужно подать письменное заявление на получение лицензии. Заявления рассматривает региональная лицензионная комиссия. Причем, в разных регионах могут предъявляться разные требования к оформлению заявления лицензиатами со стороны ГЖИ.
  • Указать в заявлении достоверные сведения о себе и своей УК. В случае успешного получения лицензии, руководитель управляющей компании сможет управлять МКД только в том регионе, где ее получил. Поэтому если у вас несколько УК в разных регионах, то вам придется получать лицензию в каждом из них. А вот квалификационный аттестат, выданный сроком на 5 лет, действует без ограничений на всей территории страны.
  • В полной мере раскрывать информацию о своей деятельности, согласно действующей редакции 18414
  • Зарегистрировать свою компанию на территории России
  • И последний, но самый важный пункт: необходимо целиком следовать .Итак, подытоживая все выше сказанное, можно отметить ключевые шаги в получении лицензии:
    1. Также управляющая компания должна быть в обязательном порядке зарегистрирована на территории России в качестве ИП или юридического лица.
    2. Получить аттестат и подать заявку на получение лицензии, заплатив пошлину 30 000 рублей.
    3. Подготовиться и сдать квалификационный экзамен.
    4. Указать о себе достоверные сведения и не числиться среди дисквалифицированных, утерявших квалификационный аттестат лиц и осужденных за экономические преступления
    5. Также у претендента не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям любой степени тяжести.

    Порядок лицензирования деятельности УК

    На сегодняшний день порядок получения управляющими компаниями в сфере ЖКХ лицензий на управление многоквартирным жилым домом установлен в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 657/пр от 28.10.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Приказ № 657/пр).

    Однако следует обратить внимание на рекомендательный характер данного документа.

    На практике это означает, что не все субъекты РФ будут при выдаче лицензий на управление многоквартирным жилым домом придерживаться требований, которые в нем изложены.

    Данное обстоятельство может повлечь за собой возникновение коллизий либо спорных моментов при выдаче подобных разрешительных документов.

    Кто выдает лицензию управляющей компании ЖКХ

    Документ оформляется в Государственном жилищном надзоре.

    Решение о выдаче лицензии принимает комиссия, после рассмотрения заявления, прилагаемых юридических бумаг, оценивания соответствий с требованиями. В случае положительного ответа управляющая компания ЖКХ получает лицензию с мотивированным предложением. Дополнительно выдается бумага с указанием адресов, которые находятся в зоне обслуживания.

    Дополнительно выдается бумага с указанием адресов, которые находятся в зоне обслуживания.

    Подводные камни закона о лицензировании деятельности управляющих компании в сфере ЖКХ

    • Подводные камни закона о лицензировании деятельности.

    8 сентября 2014

    1 сентября вступил в силу (далее – Закон), предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами.

    Так, с 1 января 2015 года для них вводится административная ответственность, в частности, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, а с 1 мая 2015 года они смогут работать только на основании лицензии. Для этих целей дополнен новым разделом.

    При этом изменения не затронут ЖСК и ТСЖ.

    Предпосылки принятия Закона очевидны: ЖКХ – одна из самых проблемных сфер. По данным заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидякина, 57% обращений поступающих в государственные органы, содержат жалобы, которые связаны именно с ЖКХ. Похожая ситуация наблюдается и в Общественной палате РФ – более 50% обращений также касаются этой темы.

    Если учесть, что по статистике Минстроя России порядка 80% жилья обслуживается управляющими организациями, то «виновник» всех бед становится очевиден. По данным этого же министерства, в 2013 году государственными жилищными инспекторами было проведено более 240 тыс. проверок. Из них только 5 тыс.

    носили плановый характер, а остальные проводились по заявлениям граждан, недовольных работой управляющих организаций. Как отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, благодаря Закону с рынка могут уйти около 15% управляющих компаний (всего их в России около 16 тыс.).

    Оставшиеся же за счет лицензирования подвергнутся тщательному учету и надзору со стороны государства. «С помощью лицензирования мы проведем «генеральную уборку» среди управляющих компаний. Сегодня в России сложился «серый» рынок управления жильем.

    Достоверное количество компаний никто не знает.

    А ведь через них проходит ежегодно более 1 трлн руб. Введя лицензирование, мы пересчитаем все управляющие компании страны. Любой собственник сможет увидеть всю достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России», – заявил он. Между тем, у многих экспертов есть претензии к принятому Закону.

    Между тем, у многих экспертов есть претензии к принятому Закону. Некоторые из них, например председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор, указывают на существенные недоработки и противоречия в самом документе. Другие же, в частности председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, считают, что лицензирование деятельности управляющих компаний с учетом текущего уровня коррупции недопустимо в принципе и негативно скажется на конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

    Проблема выдачи лицензий Лицензии управляющим организациям будут выдавать органы на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ.

    Не менее чем 1/3 ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющим общественный жилищный контроль.

    Данная норма призвана обеспечить объективность принятия решения о выдаче лицензий (). Стоит отметить, что на данный момент Минстроем России подготовлен проект Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии, которые несколько расширяют упомянутые положения.

    Так, предполагается, что создаваться комиссии будут распоряжением или приказом высшего должностного лица субъекта РФ.

    Рекомендуемое число членов – не более 20 человек, из них представителей органов государственной власти региона – не более 30%, а остальные члены – от профильных саморегулируемых, общественных организаций и муниципальных образований. С одной стороны тот факт, что решение о выдаче лицензии будет приниматься не только государственным органом, является несомненным плюсом.

    Однако здесь может возникнуть ряд проблем. Поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения, то субъекты РФ, могут и не соблюдать их положения и ограничиться выполнением базовых требований.

    Минимальное же количество членов лицензионной комиссии не прописано ни в , ни в рекомендациях. Соответственно есть риск формального подхода к их формированию.

      МНЕНИЕ Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»:
      «В методических рекомендациях есть оговорка, что лицензионная комиссия формируется не более чем из 20 человек, но из регионов мы уже получаем ответы, что где-то будет девять человек, где-то семь человек. Такой маленький состав лицензионных комиссий это, наверное, неправильно. Решение о выдаче или аннулировании лицензии должны приниматься наибольшим количеством представителей.

      Чем больше будет лицензионная комиссия, тем ее решение будет более объективно».

    При этом председатель профильного комитета ОП РФ Игорь Шпектор считает, что необходимо более конкретно прописать, представители каких организаций должны входить в состав лицензионной комиссии.

    «Кто может войти в состав лицензионной комиссии? Можно ввести кого угодно, и в результате управляющая компания лишится лицензии.

    Будет вводить руководитель нужных ему людей и произойдет захват [домов], поэтому нужно внести в Закон, кто должен войти в комиссию», – заявил он. По мнению Александра Козлова, в лицензионные комиссии должны в обязательном порядке входить представители крупнейших саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие компании в соответствующем субъекте РФ. Данные меры должны обеспечить объективность принимаемых решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

    Кроме того, он высказался за создание апелляционной лицензионной комиссии на федеральном уровне в качестве альтернативы судебному обжалованию решений региональных лицензионных комиссий.

    Подобная мера должна снизить и коррупционные риски, и сговоры на уровне региона, а также сэкономить время, так как в суде дела могут рассматриваться месяцы или даже годы. В свою очередь Галина Хованская считает, что лицензирование деятельности управляющих организаций может привести к переделу рынка и уничтожению конкуренции, что повлечет уход добросовестных компаний.

    По ее мнению, с учетом имеющегося уровня коррупции, от изменений выгоду получат, прежде всего, аффилированные с государственными органами управляющие организации.

    «Скажите, организация, которая «своя», она лицензию потеряет?

    Да никогда!» – пояснила Галина Хованская. Кроме того, по ее словам, в основном проблемы управляющих компаний связаны с ресурсоснабжающими организациями.
      МНЕНИЕ Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
      «Огромное количество жалоб на управляющие организации!

      Когда анализируешь это, понимаешь, что их «раздевают» и банкротят ресурсоснабжающие организации.

      ТСЖ даже банкротят – более 100 судебных дел по банкротству ТСЖ. Надо было людям сказать, что мы принимаем меры. Вот приняли меры. Идея красивая – мы уберем с рынка «грязные», непрофессиональные, мошеннические управляющие организации. Однако нужно не только лозунги произносить, а понимать реальную ситуацию».
      Однако нужно не только лозунги произносить, а понимать реальную ситуацию».

    В связи с введением лицензирования помимо непосредственно выдачи разрешительных документов, каждый субъект РФ должен обеспечить ведение реестра лицензии.

    На федеральном уровне будет функционировать сводный реестр лицензий и реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций (). Также должны быть приняты региональные нормативные акты, сформированы лицензионные комиссий, проведена аттестация должностных лиц управляющих организаций.

    На данный момент Минстрой России разработал проекты необходимых федеральных нормативных актов, однако они пока не приняты и находятся в диапазоне от уведомления о разработке до процедуры (в ходе которой у Минэкономразвития России также возникают замечания).

    В связи с этим существует риск, что до 1 мая 2015 года не все регионы успеют решить организационные моменты и выдать управляющим организациям лицензии. По словам Галины Хованской, в ходе осенней сессии Госдумы может быть принят закон о переносе срока введения лицензий на 1 сентября 2015 года. Проблема аннулирования лицензий Законом предусматривается две крайних меры воздействия на недобросовестную управляющую организацию.

    Для начала, она может лишиться права обслуживать конкретные дома, по которым органом государственного жилищного надзора были выявлены нарушения и вынесены предписания об их устранении. Назначение судом административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний два и более раза в течение календарного года является основанием для исключения таких домов из реестра лицензий субъекта РФ (по решению органа государственного жилищного надзора).

    В подобной ситуации собственники на общем собрании должны заново выбрать (управляющая организация или ТСЖ), иначе орган местного самоуправления сам привлечет новую управляющую организацию на конкурсной основе. Исключение составляют случаи, когда собственники на общем собрании, несмотря на наличие нарушений со стороны управляющей компании, все равно решили сохранить с ней договорные отношения.

    В такой ситуации она может продолжить обслуживать дом, невзирая на претензии государственного жилищного надзора (). Кроме того, предусмотрено аннулирование лицензий управляющей организации в судебном порядке по заявлению органа государственного жилищного надзора ().

    При этом решение об обращении в суд будут принимать лицензионные комиссии субъекта РФ. Произойти это может в случае, когда из реестра лицензий субъекта РФ исключены дома управляющей компании, общая площадь помещений в которых составляет 15% или более от общей площади помещений всех обслуживаемых ей домов в течение календарного года. В этом случае управляющая организация вообще лишается права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.

    По мнению ряда экспертов, нормы, позволяющие исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ после невыполнения двух предписаний, являются чрезмерными и могут использоваться как инструмент передела рынка.

    «Наше мнение – это очень жесткая мера, которая приведет к рейдерству, не секрет, что можно создать условия, при которых лицензия будет отбираться чуть ли не за один день»

    , – считает директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Также указанные положения закона могут повлечь массовые отказы управляющих компаний от обслуживания домов, которые находятся в плохом состоянии, так как риск потери лицензии очень высок.

      МНЕНИЕ Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
      «При введении лицензирования и при большой вероятности потерять эту лицензию после двух предписаний, станут управляющие организации брать дома, которые остро нуждаются в капитальном ремонте? Нет, конечно. Как черт от ладана они будут от этих домов открещиваться. На кого эта проблема ляжет? На муниципалитеты.

      То есть на их бюджеты, которые и так на 98% на сегодняшний день являются дотационными».

    По мнению Александра Козлова, проблему можно решить либо создавая муниципальные управляющие организации либо, что более эффективно, вводить экономические меры стимулирования управляющих компаний.

    Проблема контроля и ответственности Несмотря на достаточно широкие инструменты воздействия на управляющие организации, некоторые эксперты отмечают, что на самом деле возможности государства контролировать их деятельность достаточно ограничены. Дело в том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, так как они работают на основании лицензии (данное положение вступит в силу с 1 мая 2015 года).
    Дело в том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, так как они работают на основании лицензии (данное положение вступит в силу с 1 мая 2015 года). В итоге жилищные инспекции смогут проверять только соблюдение управляющими организациями , перечень которых крайне мал, и к тому же является закрытым.

    «Ничего, кроме , по сути дела, лицензионный орган не сможет контролировать после того, как выдаст управляющей организации лицензию.

    Поэтому если мы действительно хотим, чтобы в рамках лицензионного контроля органы государственного жилищного надзора проверяли соблюдает ли управляющая организация требования технических регламентов и вообще в целом , то нужно скорректировать в части перечня лицензионных требований

    «, – считает руководитель жилищного сектора направления «

    Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Стоит отметить, что Минстрой России попытался решить данную проблему на уровне постановления Правительства РФ.

    В проекте министерство прописало широкий перечень требований, соблюдение которых может проверяться в рамках лицензионного контроля. Однако документ получил отрицательное заключение Минэкономразвития России в ходе оценки регулирующего воздействия, в том числе потому, что он не согласуется с закрытым перечнем лицензионных требований. Таким образом, очевидно, что коллизию придется разрешать на уровне федерального законодательства.

    Кроме того, нормы, предусматривающие за осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, вступают в силу с 1 января 2015 года, в то время как сама обязанность иметь лицензию возникает лишь 1 мая 2015 года. Данное противоречие также на практике может привести к затруднениям и требует устранения. В связи с принятием закона стоит и вопрос разграничения ответственности между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.

    По мнению Татьяны Вепрецкой, на данный момент практически за все отвечают управляющие компании. «Нужно разделить такие понятия как коммунальный ресурс, коммунальная услуга и кто за что отвечает, ведь поступающий к дому ресурс изменить управляющая компания в самом доме уже не может – это редкое исключение в новых домах. Поэтому наше мнение сводится к тому, что ресурсоснабжающие организации должны осуществлять доставление коммунальных услуг до дома, а управляющая компания должна обеспечить предоставление коммунальных услуг уже в доме.

    И разграничить на этом ответственность.

    Тем самым уйти от ответственности за некачественное предоставление услуг, которые не зависят от управляющей компании», – считает она.

      МНЕНИЕ Павел Качкаев, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
      «Часть вещей, которые мы обсуждали на рабочих группах, не вошла в закон о лицензировании по разным причинам. Идет на осеннюю сессию законопроект, который называется в просторечии

      «О повышении платежной дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве»

      .

      В нем, я уверен, будут приняты решения по формулировке функции управления, которая пока отсутствует в . Причем в тех поправках, которые сегодня есть, она рассматривается как для собственников, ТСЖ, так и для управляющих организаций.

      Каждая из этих сфер получит четкую формулировку функции управления. Управляющие организации будут отвечать за управление многоквартирным домом и надлежащее содержание общего имущества.В тех же поправках, которые сегодня рассматриваются, функции коммунальных услуг четко разделяются между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Ресурсоснабжающие организации получают статус исполнителя коммунальных услуг – платежи пойдут отдельно ресурсоснабжающим организациям и управляющим организациям.

      Причем по желанию ресурсоснабжающей организации, управляющие организации могут заниматься сбором платежей за коммунальные услуги по отдельному договору, с отдельной оплатой.

      Также в этих поправках есть значительные изменения в проведении общих собраний – мы должны подвигать собственников, чтобы они занимались содержанием собственного жилья».

    Говоря о разграничении функций управляющих, ресурсоснабжающих организаций и собственников, также поднимается и вопрос об усилении ответственности последних. Неуплата коммунальных платежей негативно влияет на финансовое положение и качество услуг, управляющих компаний, поскольку ресурсоснабжающие организации взыскивают задолженность именно с них.

    Управляющая организация в свою очередь зачастую не имеет физической возможности взыскать задолженность с гражданина. «Мы подаем в суды, тратим деньги, госпошлину платим – результат нулевой. Судебный исполнитель возвращает [исполнительный документ] – нечего брать, не с кого брать.

    Если так будет продолжаться, этот круг невозможно будет разрубить

    «, – обрисовал проблему заместитель председателя НП «

    Союз управляющих организации» Корюн Лазян.

      МНЕНИЕ Игорь Шпектор, председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ:
      «Мы, конечно, строим гражданское общество, демократизация у нас, но не надо заигрывать с жителями.

      Нужно повысить их ответственность, потому что у нас в прессе почитаешь – все классно – 85-90% [граждан исправно платят за жилищно-коммунальные услуги]. На самом деле это не так, неуплаты идут повсеместно, и не надо это скрывать.

      До тех пор, пока мы не будем жестко относиться к потребителю, ничего не изменится, уговоры не помогут. Нужны жесткие меры».

    Проблема обучения руководителей Одним из условий выдачи управляющей организации лицензии является получение ее должностными лицами квалификационного аттестата ().

    Документ будет выдаваться сроком на пять лет по результатам экзамена, порядок проведения которого уже разработал Минстрой России.

    Всего кандидатам придется ответить на 100 вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в течение 120 минут. При этом чтобы сдать экзамен, правильных ответов должно быть не менее 86.

      МНЕНИЕ Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»:
      «Квалификационные экзамены будут проводиться с момента запуска этой системы до 1 мая 2015 года.

      Мы с нашей сетью центров общественного контроля очень внимательно посмотрели вопросы, которые сейчас в проекте Минстроя России разработаны. Очень много неоднозначных формулировок, как самих вопросов, так и предлагаемых вариантов ответов.

      Крайне важно внимательно до момента запуска подойти к подготовке этих вопросов и ответов, чтобы впоследствии не было двойного толкования или неточностей.

      В целом, порядок, который предложен – 2 часа, 86 правильных вопросов из 100, наверное, это нормальный регламент проведения экзамена».

    При этом вопросы имеют очень узкую специализацию и требуют высокого уровня знаний в соответствующей области. В связи с этим необходимо обеспечить возможность подготовки, в том числе и действующих руководителей управляющих организаций, к сдаче экзамена.

    Такой позиции придерживается, в частности, Игорь Шпектор:

    «Это сложный вопрос и достаточно неприятная тема, нужно подумать о том, чтобы все-таки организовать учебу для желающих, чтобы потом не получился взрыв»

    . Как отметил Александр Козлов, не во всех регионах система профессиональной подготовки, переподготовки сформирована и поэтому, возможно, подготовить должностных лиц управляющих компаний к сдаче экзаменов не получится.

    «Я думаю, что экзамены будут сданы раньше, чем во многих регионах будет предоставлена возможность проходить обучение и переподготовку»

    , – пояснил он. По мнению Галины Хованской, в связи с проведением аттестации, возможно в ходе осенней сессии Госдумы придется переносить срок вступления закона в силу.

    «Получить лицензию можно только имея аттестат, но я не знаю, как коллеги из Минстроя России за полгода сумеют «

    обаттестатить» все управляющие организации. Это большой вопрос», – заметила она. По ее словам, проблема повышения профессионального уровня должностных лиц управляющих организаций стоит достаточно остро, и в идеале ее нужно было решать до введения лицензирования.

    *** Таким образом, закон имеет очевидные недостатки, которые отмечают многие эксперты, как из числа общественников и государственных служащих, так и представители самой отрасли. Очевидно, что без внесения в необходимых изменений, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами может привести к ухудшению ситуации в сфере ЖКХ.

    В связи с этим, например, ОП РФ уже о намерении направить Президенту РФ соответствующие предложения, выработанные совместно с Госдумой, Фондом содействия развитию ЖКХ, общественными организациями жилищного контроля и саморегулируемыми организациями управляющих компаний. Теги: , , , , , , , , , , , , , , Источник: Документы по теме: Новости по теме:

    1. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «»
    2. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «»
    1. – ГАРАНТ.РУ, 5 марта 2014 г.
    2. – ГАРАНТ.РУ, 31 января 2014 г.
    3. – ГАРАНТ.РУ, 26 августа 2014 г.
    4. – ГАРАНТ.РУ, 11 июля 2014 г.
    5. – ГАРАНТ.РУ, 22 мая 2014 г.
    6. – ГАРАНТ.РУ, 6 февраля 2014 г.

    ______________________________Текст размещен на официальном сайте Минстроя России.

    Текст проекта постановления Правительства РФ

    «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»

    размещен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. C текстом законопроекта «» можно ознакомиться на сайте Госдумы. С текстом проекта приказа Минстроя России можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020.

    Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

    Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Предмет лицензионного контроля

    Теперь осталось понять, что является объектом или предметом лицензионного контроля со стороны контролирующих органов.

    Согласно последнему пункту предыдущего раздела, предметом лицензионного контроля служат следующие сведения, содержащиеся в документах лицензиата:

    • гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ
      • Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных , в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
        1. выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
        2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
        3. предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
        4. осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
          • Соблюдение предписаний, предусмотренных , включает в себя:
            1. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных , то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со , о чем мы подробнее писали в другой
            2. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата ( о том, как его получить, читайте в нашей )Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД. В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них.

              7718.Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

              Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации(заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь! 2 сентября 2015 27349Полезная статья?6Поделитесь с коллегами и друзьями

              • Подпишитесь на рассылку Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ. Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 37 638 подписчикам Подписаться Восстановить подписку
        5. предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
        6. выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
        7. Соблюдение предписаний, указанных в , согласно которым УК при управлении МКД берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
          1. осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
            • Соблюдение предписаний, предусмотренных , включает в себя:
              1. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных , то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со , о чем мы подробнее писали в другой
              2. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата ( о том, как его получить, читайте в нашей )Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД. В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них.

                7718.Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

                Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации(заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ).

                Мы всегда рады вам помочь! 2 сентября 2015 27349Полезная статья?6Поделитесь с коллегами и друзьями

                • Подпишитесь на рассылку Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ. Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 37 638 подписчикам Подписаться Восстановить подписку
            • информация об осуществляемой деятельности;
            • принимаемые меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений.

              27794.Итак, согласно пункту 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» в соответствии с , под лицензионными требованиями понимают:

              • Соблюдение предписаний, указанных в , согласно которым УК при управлении МКД берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
                1. предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД
                2. обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания
                3. гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ
                  • Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных , в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
                    1. выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
                    2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
                    3. предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
                    4. осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
                      • Соблюдение предписаний, предусмотренных , включает в себя:
                        1. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных , то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со , о чем мы подробнее писали в другой
                        2. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата ( о том, как его получить, читайте в нашей )Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД.

                          В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них. 7718.Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации(заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ).

                          Мы всегда рады вам помочь! 2 сентября 2015 27349Полезная статья?6Поделитесь с коллегами и друзьями

                          • Подпишитесь на рассылку Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ. Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 37 638 подписчикам Подписаться Восстановить подписку
                  • Соблюдение предписаний, предусмотренных , включает в себя:
                    1. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
                    2. предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД
                    3. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных , то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со , о чем мы подробнее писали в другой
                    4. Подпишитесь на рассылку Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ. Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 37 638 подписчикам Подписаться Восстановить подписку
                    5. Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных , в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
                      1. обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания
                      2. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата ( о том, как его получить, читайте в нашей )Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД.

                        В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них. 7718.Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

                        Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации(заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь! 2 сентября 2015 27349Полезная статья?6Поделитесь с коллегами и друзьями

                        • Подпишитесь на рассылку Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ. Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 37 638 подписчикам Подписаться Восстановить подписку
                      3. предпринимаемые меры по соблюдению лицензионных требований (в помощь вам наш );

                      Статьи по теме

                      Наступающий год принесёт немало изменений в жилищное законодательство. В числе первых можно назвать Постановление Правительства РФ №1112 от 17.10.2015 года «О внесении изменений в требования к ос… 18 ноября 2015 4243

                      Лицензиаты, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, должны иметь в наличии заключённые договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг насел… 5 декабря 2015 30017

                      В одной из предыдущих статей мы уже упоминали про иные лицензионные требования к управляющим компаниям, которые были введены в действие ФЗ №176 от 29.06.2015 года.

                      Эти требования теперь закреплены в п… 20 января 2016 6199

                      Лицензионные требования раскрываются в Жилищном кодексе — Статья 193:

                      • регистрация соискателя лицензии в качестве ЮЛ или ИП на территории РФ. Здесь все предельно ясно.
                      • отсутствие в реестре лиц, в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации .
                      • соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации!Почему выделен 6 пункт? Смотрите с 1 по 5 требование — все понятно:
                        • наверное, все зарегистрированы в России
                        • экзамен сдал или не сдал
                        • есть ли у вас судимость или вы дисквалифицированы, тоже знаете
                        • отзыв лицензии еще ни у кого не мог бытьПо первым требованиям инспекция (ГЖИ) вас проверит быстро, да и придраться здесь не к чему, даже если очень захотеть. Не будет же она смотреть на документ, где указано, что вы зарегистрированы в качестве ЮЛ на территории России и говорить: «Не верю!»?А вот с последним (шестым) требованием все серьезно, имейте ввиду. Это главное, на чем они будут основываться, делая вывод, рекомендовать вас или нет на лицензию — это Стандарт раскрытия информации (Постановление № 731). Готовьтесь. И если и придираться к вам — это цель № 1.
                      • экзамен сдал или не сдал
                      • наличие у должностного лица УК квалификационного аттестата.

                        То есть на момент подачи заявления на получение лицензии, у директора должен быть аттестат, что он успешно сдал экзамен.

                      • есть ли у вас судимость или вы дисквалифицированы, тоже знаете
                      • наверное, все зарегистрированы в России
                      • отсутствие в федеральном реестре лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД информации об аннулировании лицензии. Понятно, что в этом реестре еще никого нет, так как сами лицензии начнут выдавать еще только с 1 мая 2015 года.
                      • отзыв лицензии еще ни у кого не мог бытьПо первым требованиям инспекция (ГЖИ) вас проверит быстро, да и придраться здесь не к чему, даже если очень захотеть. Не будет же она смотреть на документ, где указано, что вы зарегистрированы в качестве ЮЛ на территории России и говорить: «Не верю!»?А вот с последним (шестым) требованием все серьезно, имейте ввиду.

                        Это главное, на чем они будут основываться, делая вывод, рекомендовать вас или нет на лицензию — это Стандарт раскрытия информации (Постановление № 731). Готовьтесь. И если и придираться к вам — это цель № 1.

                      • отсутствие у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления и за экономические преступления.

                      1. Определяемся с услугами

                      Лицензированию в данном случае подлежит деятельность на выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД, которая будет осуществляться в соответствии с условиями договора управления (ст.

                      162 Жилищного кодекса РФ). Указанный договор заключается после получения лицензии, в письменной или электронной форме, на условиях, определенных в решении общего собрания собственников жилья. Основной перечень услуг (работ) по управлению МКД:

                      1. ведение и хранение документации;
                      2. благоустройство территории;
                      3. содержание МКД и выполнение работ по текущему ремонту общего имущества;
                      4. прием от собственников оплаты за содержание МКД и текущий ремонт общего имущества;
                      5. предоставление коммунальных услуг (заключение соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями);
                      6. организация аварийно-диспетчерского обслуживания дома и работ по устранению аварий;
                      7. иные работы (услуги).

                      Примечание: управление МКД может осуществляется не управляющей компанией, а товариществом собственников жилья либо жилищным (иным) специализированным кооперативом – в таком случае лицензия не требуется.

                      Как получить лицензию управляющей компании ЖКХ

                      Чтобы получить лицензию ЖКХ потребуется пройти ряд этапов:

                      • Пройти проверку документов в инспекции и лицензионной комиссии.
                      • Собрать пакет документов, подготовить заявление и оплатить госпошлину в размере 30 000 рублей.
                      • Обратиться в региональное отделение государственной жилинспекции.
                      • Получить готовый сертификат, разрешающий выполнение работ.

                      Срок рассмотрения документов потенциального лицензиата составляет не более 30 рабочих дней.

                      Команда «Независимого центра лицензирования» окажет профессиональную помощь в получении лицензии управляющей компании и подробно расскажет должна ли иметь организация другие виды разрешений. Наши специалисты проведут аудит и проверят соответствие компании необходимым требованиям. Также мы поможем получить квалификационный аттестат, оформить другие документы для лицензии в короткий срок.

                      Основные условия получения лицензии:

                      Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

                      Кроме того, обязательным для должностного лица организации, которая собирается получить лицензию, является наличие квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц.

                      Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена.

                      Порядок проведения и определения результатов квалификационного экзамена будут определяться органами исполнительной власти, в законе об этих порядках положения отсутствуют на данный момент.

                      Отказать в предоставлении лицензии организациям лицензионная комиссия может при предоставлении недостоверной или искаженной информации, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. Заявление на получение лицензии рассматривается комиссией в течение 30 дней, затем дается мотивированное предложение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами либо об отказе в её предоставлении.

                      Получение лицензии

                      Получить ее можно в двух организациях, которые выдают разрешение на деятельность по руководству многоквартирных домов и их обслуживанию. Это Госжилнадзор и местная Лицензионная комиссия по управлению многоквартирными домами. Все собранные бумаги подают в Госжилнадзор, который проанализирует полученные документы, а затем, приняв решение, перенаправит заключение в Лицензионную комиссию.

                      При положительном решении последняя выдает лицензию управляющей компании ЖКХ, подтверждающую правомочность деятельности.От экзаменов и получении лицензии освобождают:

                      1. ЖК или потребительские кооперативы, которые организованы в одном многоэтажном доме.
                      2. ТСЖ, которые организовали владельцы квартир одного или нескольких многоэтажных зданий.

                      Штрафные санкции за невыполнение обязательств

                      В законодательстве оговариваются суммы штрафных санкций за невыполнение обязательств, по которым должны управляться многоквартирные дома.

                      Если жилым зданием занимается без лицензии управляющая компания, то за это она выплатит довольно большой размер штрафа.

                      Руководители отдадут от 50 до 100 тыс. рублей либо их отстранят от работы на три года, а ИП заплатят больше – от 150 до 250 тыс. рублей, а дисквалифицируют их на такой же срок.

                      Юридические лица также должны будут внести в государственную казну от 150 до 250 тыс.

                      рублей. Помимо этого, члены лицензионной комиссии также понесут наказание по КоАП.

                      Последние новости по теме статьи

                      Важно знать!
                      • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
                      • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
                      • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

                      Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

                      Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

                      • Анонимно
                      • Профессионально

                      Задайте вопрос нашему юристу!

                      Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

                      +