Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Что является придомовой территорией многоквартирного дома и границы

Что является придомовой территорией многоквартирного дома и границы

Что является придомовой территорией многоквартирного дома и границы

Оглавление:

Как узнать было ли межевое дело?

Для этого существует общая база данных, которая находится в департаменте имущества вашего региона, либо в департаменте архитектуры. Но на основании этого не всегда можно оформить землю. В 2005 году ввели еще одну процедуру, проведение публичных обсуждений.

Теперь мало согласования с чиновниками, нужно договариваться со всеми претендентами на участок из других многоэтажек.

Общие сведения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ. Придомовая территория является неотъемлемой частью многоквартирного дома.

В нее входит земельный участок, на котором расположен МКД.

Вместе с приобретением квартиры гражданин становится собственником части придомовой территории соразмерно площади квартиры. Право собственности на землю прекращается с отчуждением квартиры. Выделить часть территории и продать ее отдельно от квартиры невозможно. Такие действия напрямую запрещены законом.

Такие действия напрямую запрещены законом. Вопреки распространенному заблуждению придомовая территория не является просто двором.

Это именно участок земли, на котором расположен сам дом, обслуживающие его инженерные коммуникации, а также элементы благоустройства, объекты, предназначенные для эксплуатации.

Этот участок имеет свои четкие границы.

Двор не может считаться придомовой территорией, поскольку он расположен между несколькими домами. Размер территории определяется согласно нормативам, принятым в регионе. Являясь собственниками придомовой территории, владельцы квартир могут распоряжаться ей по своему усмотрению.

Например, извлекать прибыль от сдачи земли в аренду, размещения рекламных конструкций.

Вместе с тем на собственников ложится обязанность по поддержанию территории в надлежащем виде, ее благоустройству.

Эти функции жители МКД поручают управляющей компании, которая осуществляет уборку территории, оборудование мусорных площадок и вывоз ТБО, следит за состоянием инженерных сетей.

Принимать участие в благоустройстве участка могут и сами жильцы, например, высаживать растения.

Обязанности по содержанию

Параметры придомовой земли – площадь, пределы – отображает кадастровый паспорт.

Данные сведения являются причинами для расчета расходов управляющих фирм на уборку этого места. В случае если площадь придомовой территории не оформлена соответствующим образом, то ответственность по ее содержанию возложена на администрацию муниципалитета.Правильно руководя не только лишь самим объектом, но и прилегающей к нему землей, можно значительно уменьшить затраты, повысить комфортабельность проживания.
В случае если площадь придомовой территории не оформлена соответствующим образом, то ответственность по ее содержанию возложена на администрацию муниципалитета.Правильно руководя не только лишь самим объектом, но и прилегающей к нему землей, можно значительно уменьшить затраты, повысить комфортабельность проживания. В любом населенном пункте разрабатывается собственный комплект правил.

Однако в них постоянно содержатся и всеобщие составляющие, созданные на типовых санитарных нормах. Основные работы складываются из:

  1. Дворовое обустройство парковки для автомобилистов крайне важно, от того в каком месте размещается личный автотранспорт зависят многие факторы.
  2. Работы в области формирования участков, где отдыхают дети.
  3. Посадка и обработка. Необходимо формировать газоны, высаживать кусты с деревьями, озеленять участок.
  4. Уборка придомовой территории. Безоговорочно убирается снег от подъездных дорог, тротуаров, очищаются входы в подъезды и табличка-адрес.
  5. Организовать эксплуатацию участков для .
  6. Возводить необходимые строения, устанавливать ограждения, проводить их плановый ремонт.
  7. Огораживание местности, или ее компонентов. Основа основ – это принять к сведению круг интересов жителей в ближних домах.

Почти все находиться в зависимости от того, как к этому относятся сами собственники, в какой мере они инициативно следят за собственным домом и придомовая территория всегда в опрятном состоянии. Требования к благоустройству очень важно исполнять хотя бы в малом объеме, а за выполнение единовременных трудов, в основной массе случаев, отвечают застройщики.

Шаг 1 Проведение общего собрания собственников помещений в МКД о формировании земельного участка

В соответствии со ; п.1 Состава документов, утверждённых , при проведении общего собрания в форме очного голосования необходимы следующие документы:

  1. Копии уведомлений о проведении ОСС по вопросу формирования земельного участка;
  2. Протокол ОСС о формировании земельного участка.
  3. Письменные решения собственников помещений в МКД о формировании земельного участка;
  4. Лист регистрации собственников помещений (их представителей), участвовавших в ОСС по вопросу формирования земельного участка;
  5. Схема распределения долей владельцев помещений в МКД в праве общей собственности на общее имущество в доме;
  6. Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в соответствии с требованиями закона;

Придомовая территория многоквартирного дома: как определить и где узнать ее границы?

План и пример проекта межевания территории МКД

Часть 1 статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации устанавливает обязательность наличия градостроительного регламента в каждом конкретном регионе, а также во всех муниципальных образованиях, в которых осуществляется работа по возведению различных зданий, принадлежащих к жилому и нежилому фонду.

Именно этим регламентом в каждом городе устанавливаются те нормативы, в соответствии с которыми формируется придомовый участок конкретного дома. То есть, в соответствии с п.4 ч.1 ст.36 Жилищного Кодекса придомовой территорией надо считать тот участок земли, который занят не только самим домом, но и его парковкой, пожарными проездами, детскими площадками, а также инженерными коммуникациями, обеспечивающими полноценное функционирование конкретного дома.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложенияневозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

«…Обращениелюбого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция»

.Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД.

Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Сколько метров?

Размер участка, примыкающего к многоквартирному дому, определяется в индивидуальном порядке с учетом норм, прописанных в законодательных актах, регулирующих градостроительную, земельную и жилищную сферы.

Ширина участка в среднем варьируется в пределах 3-6 метров в зависимости от ряда факторов:

  1. наличия окружающих здание дорог, находящихся в общем пользовании;
  2. этажности дома;
  3. плотности застройки в квартале.

Расчет площади придомового участка традиционно производится путем нахождения произведения общей площади зданий и удельного показателя участка земли на квадратный метр жилплощади.

В конкретных случаях при расчете могут быть использованы дополнительные показатели.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п

«По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «

О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю.

Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п). КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ. «…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется». В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

). В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

Правила определения размеров

При расчете границы земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому, нельзя оставлять без внимания, следующие важные моменты:

  1. дороги, необходимые для общего использования;
  2. этажность здания;
  3. расстояние между соседними домами.

Расчет можно наглядно представить при помощи формулы:

  1. У – удельный показатель, определяющий долю земли, приходящуюся на 1 кв. м. жилья;
  2. SК – общее значение жилой площади дома.
  3. Sнорм – это придомовое пространство многоэтажного жилого строения;

В основе расчета удельной единицы лежат строительные нормы и СНиПы.

Значение не является общим и может меняться в зависимости от года, в котором был произведен запуск в эксплуатацию. Если в расчете используется не только общая собственность (например, речь идет о внутриквартальном проезде, используемом жильцами нескольких домов), то следует отметить это при помощи нескольких ломаных линий.

Приведенный пример расчета является наиболее примитивным и рекомендуется к использованию в случае отсутствия разногласий между соседями.

Если же ситуация складывается иначе, то следует прибегнуть к применению более сложных методов и формул, а также помощи квалифицированного специалиста.

Правила парковки машин на общей територии

По нормам СанПин, открытые парковочные карманы для автомобилей на общее число не более десяти, должны находиться на расстоянии не менее 10 метров от подъездов.Согласно принятым нормативным документам, расположить на придомовой территории многоквартирного дома парковочные места можно только после согласования с общим собранием жильцов.Для законного обустройства автостоянки необходимо оформить границы участка и оформить документы кадастрового учета.Парковочные места на придомовых территориях оформляются согласно требованиям СанПин и пожарной безопасности.ВниманиеСогласно действующим правилам, на участке, прилежащем к многоквартирному дому, разрешается создание открытой парковочной зоны на 50 парковочных мест, либо наземной парковки со сплошным стеновым ограждением на 100 автомобилей, при наличии других зон и элементов благоустройства согласно наименованиям и площадям.Места для стоянки должны находиться на расстоянии не менее 5 метров от мусорных контейнеров, на удалении от детских и спортивных площадок и трансформаторных будок.Правила стоянки автотранспорта на придомовых территориях многоквартирного дома запрещают:

  1. Оставлять машины на тротуарах, газонах.
  2. Оставлять автомобиль со включенным двигателем дольше 5 минут.
  3. Передвигаться на транспорте по пешеходным дорожкам.
  4. Загораживать проезд.
  5. Парковать грузовой транспорт массой более 3,5 тонн.

За нарушение правил парковки предусмотрен штраф, согласно действующим правилам ГИБДД.Новые дома оборудованы подземными парковками, количество мест рассчитывается исходя от общего числа квартир.

Придомовая территория многоквартирного дома по жилищному кодексу

Споры между жильцами и управляющей компанией по уборке придомовой территории являются главной темой последних лет. Собственники жилья считают, что обязанность по уборке и содержанию участка и здания лежит на управляющий компании.

Иначе, за что им платят деньги. Управляющая компания, ссылаясь на Жилищный Кодекс, говорит, что обязанность по уборке лежит на жильцах.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+